Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов. Включение человека в сложную систему «человек-машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Справиться со всем этим человеку помогают хорошо развитые координационные способности [3].
В чем же заключается суть координационных способностей Их можно описать как умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координационные способности бывают специальные, специфические и общие [1]. Специальные координационные способности можно разделить на: циклические движения; движения тела в пространстве; движения в пространстве различными частями тела; метательные упражнения на силу и дальность; метательные упражнения на меткость; действия в единоборствах; перемещения предметов в пространстве; действия в подвижных и спортивных играх. К специфическим координационным способностям относятся: ориентирование – способность осознавать и изменять положение тела; быстрое переключение от одного действия к другому; реакция на быстроменяющуюся ситуацию; согласование движений отдельных частей тела; дифференцирование параметров; сохранение равновесия; вестибулярная устойчивость; ритм; произвольное расслабление мышц. Общие координационные способности – это потенциальные и реализованные возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению различными по своему происхождению и смыслу двигательными действиями [2]. Человек, которому особенно удаются одни виды упражнений (акробатические или гимнастические), может быть менее успешен в других (игровых, технико-тактических).
Развитие координационных способностей зависит от разных факторов, таких как: уровень общей подготовки, работа двигательного анализатора, степень развития двигательных способностей и др.
Упражнения на развитие координационных способностей бывают общими и специальными.
Общие упражнения:
1. Развитие жизненно важных навыков;
2. Упражнения без предметов и с предметами, направленные на общее развитие;
3. Упражнения в беге, прыжках, метаниях, подвижные и спортивные;
4. Упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени мышечных усилий; двигательной памяти и представления движения.
Специальные упражнения:
1. Обучение и закрепление технических навыков определенного вида спорта;
2. Развитие координационных способностей в определенных видах спорта.
3. Ориентирование в пространстве, равновесие, устойчивость и др., имеющие особое значение для определенных видов спорта и упражнений;
4. Упражнения на развитие специфического восприятия (чувство снаряда, мяча, льда, снега и др.); сенсомоторных реакций; интеллектуальных процессов.
Координационные способности имеют важное значение как для занятий спортом, так и в профессиональной деятельности. Хорошая координация позволяет улучшить результаты в любом виде спорта, а также уменьшает риск получения травм, т.к. позволяет правильно распределить нагрузку на различные части тела и группы мышц. Также, умение оптимально управлять своими движениями может уберечь вас от неприятных последствий в повседневных жизненных ситуациях.
Библиографическая ссылка
Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15686 (дата обращения: 07.12.2024).