На протяжении последних десятилетий сложилась тревожная ситуация с ухудшением здоровья и физической подготовленности молодёжи нашей страны. Наблюдается стойкая тенденция увеличения заболеваемости среди студенческой молодёжи. Как следствие этого явления – постоянный рост числа студентов по состоянию здоровья отнесённых к подготовительной и специальной медицинской группам здоровья по предмету физическая культура. По оценкам специалистов до 90 % обучающихся общеобразовательных школ в той или иной мере не здоровы и только 10 % выпускников могут считаться здоровыми. Уровень психического и физического здоровья студентов показывает, что число занимающихся в специальной медицинской группе по физической культуре ежегодно увеличивается на 3-5 %.
Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:
- укрепление здоровья;
- уменьшение или ликвидация последствий перенесенных заболеваний;
- устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
- содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
- обучение правильному дыханию.
Разнообразие диагнозов и не возможность проведения занятий со студентами относящихся к разным медицинским группам, с отсутствием индивидуального подхода к каждому студенту, а также выбора дозирования нагрузки и контроля её выполнения, делают выбор средств физической культуры весьма ограниченными. Этот факт обосновывает поиск новых наиболее эффективных средств оздоровительной физической культуры, отвечающих следующим требованиям: повышение функциональных возможностей организма; развития физических способностей; регуляция нагрузки в соответствии с физической подготовленностью и учётом медицинского диагноза; воспитания культуры движения.
Все эти требования хорошо выполняются и сочетаются на внеурочных занятиях йогой. Упражнения, основанные на древней системе йогов, не ставят задачу достижения определённых показателей физического развития, но они помогают почувствовать уверенность в себе, научат владеть телом, укрепят мышцы и улучшат осанку. Наши наблюдения показывают, что тот кто регулярно занимается йогой 2 раза в неделю, извлекает больше пользы, чем тот кто приходит на занятия 1 раз в неделю и занимается намного интенсивнее. Методика, применяемая на занятиях по йоге, включает в себя следующие компоненты: упражнения на растягивание; статические позы (асаны); упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.
На занятиях предлагаются простейшие, наиболее доступные упражнения и позы, выполнение которых происходит в так называемой «зоне комфорта», что исключает перегрузку. Правильное выполнение упражнений оказывает благотворное влияние на организм. Растягивание, являющееся основной целью асан, помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку, манеру двигаться, а также снижает утомление. Чередование же упражнений на растягивание, напряжение и расслабление особенно полезно, так как помогает улучшить кровоообращение, регулирует пульс и давление.
Отдельно нужно сказать и о положительном влиянии на организм дыхательных упражнений. Их положительное влияние на организм занимающихся подтверждено тысячелетней практикой и многочисленными научными исследованиями. Дыхательные упражнения помогают снять и уменьшить спазмы гладкой мускулатуры бронхов с улучшением их дренажных функций, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы. Научившись управлять своим дыханием, студентам будет легче справляться с различного рода физическими нагрузками (ходьбой, бегом, плаванием и т.д.). На занятиях оздоровительной йогой студенты воспитывают у себя привычку, не задумываясь автоматически выбирать из всего разнообразия дыхательных ритмов наиболее целесообразных в каждом конкретном случае. Говоря об оздоровительной йоге, стоит напомнить, что это не только комплекс упражнений, которые надо регулярно выполнять, но и целая философия, включающая и духовное воспитание человека. И в заключении необходимо отметить, что сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов специальных медицинских групп в период обучения в вузе является важной составляющей высшего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.
Библиографическая ссылка
Ансари Н.Ф., Зорина С.Д., Ишанова О.В. ЙОГА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ И НАЧАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ЕГО НАРУШЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15683 (дата обращения: 09.12.2024).