Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОУ

Романова А.В. 1 Юревич С.Н. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова
1. Апраксина М.В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Апраксина. – М., 2000. – 134 с.
2. Бозаджиев В.Л. Имидж педагога : учеб. пособие / В.Л. Бозаджиев. – Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2004. – 232 с.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы и условия реализации / А.А. Вербицкий // Байкальский психологический и педагогический журнал. – 2006. – №1-2 (7-8). – С. 25-35.

Качество осуществления любой деятельности зависит от подготовленности человека к ней на уровне грамотности, образованности, компетентности или культуры, который задается требованиями общества. Сегодня одной из тенденций реформирования современного высшего образования является выдвижение в качестве приоритетного – компетентностного подхода при подготовке специалистов.

В странах Запада компетенции разрабатываются и предъявляются в первую очередь работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Уровень соответствия индивидуальных показателей ожиданиям работодателя и общества – основной показатель компетентности.

В отечественной педагогике исследованию содержания и особенностей компетентностного подхода посвящены работы многих ученых, анализ которых позволяет сделать следующие выводы:

1. Прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования.

2. Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке специалистов и выпускников школ, которые обладают не только определенными знаниями, но и сформированными умениями применять полученные знания для решения определенных задач в различных условиях.

3. Компетентностный подход: во-первых, позволяет привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, реализовать заказ работодателей на подготовку компетентных специалистов; во-вторых, при данном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования; в-третьих, он акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентность понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности, опыта) и является отчужденным, наперед заданным социальным требованием (нормой) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Рассматривая деятельность по созданию различных имиджей как разновидность профессиональной деятельности, и трактуя имиджевую компетентность педагога как вид профессиональной компетентности.

Данное понятие было введено в научный оборот Е.Б. Перелыгиной, которая рассматривает ее как «особое комплексное качество субъекта, представляющее собой способность и готовность к деятельности по созданию продуктивного имиджа и его целенаправленной коррекции в ходе интерсубъектного взаимодействия, направленной на оптимизацию имиджа».

Для конкретизации данного понятия необходимо, прежде всего, определить структуру данной компетентности и раскрыть содержание ее компонентов. Учитывая, что компетентность – это не только владение компетенцией, но и личностное отношение человека к предмету деятельности, мы выделили следующие компоненты имиджевой компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Дадим содержательную характеристику каждого компонента.

Мотивационный компонент является базовым для формирования всех остальных компонентов имиджевой компетентности педагога дошкольной образовательной организации, поскольку успех имиджмейкинга, как и любой другой деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее, т.е. наличием соответствующих имиджмейкингу мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и установок.

Ценностные ориентации – это осознанное понимание педагогом дошкольной образовательной организации профессиональной и личностной значимости имиджа, ориентация педагога дошкольной образовательной организации на гуманистические ценности (любовь и уважение к человеку, отношение к нему как высшей ценности, принятие других такими, какие они есть, позитивное отношение ко всему и др.) как определяющие в системе профессионально-ценностных ориентаций.

Мотивационный компонент кроме ценностных ориентаций включает в себя:

– интерес педагогов ДОО к имиджмейкингу;

– потребность в овладении знаниями и умениями в области педагогической имиджелогии;

– мотивация на творческое их использование при решении профессиональных задач, которые в целом отражают потребность в профессиональных достижениях;

– потребность в самопознании;

– мотивация достижения успеха.

Таким образом, мотивационный компонент, выполняя стимулирующую функцию, фиксирует интерес педагога дошкольной образовательной организации к имиджмейкингу, его мотивацию на овладение имидж – технологиями, методами и приемами, а также установку на развитие своей имиджевой компетентности.

Когнитивный компонент. Педагоги дошкольной образовательной организации не смогут успешно решать задачи имиджмейкинга, соотнося их с профессиональными задачами, не владея необходимыми для этого знаниями.

Таким образом, когнитивный компонент, выполняя информационную и ориентационную функции, включает в себя имиджелогические знания теоретического и методического характера.

Деятельностный компонент. Интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации и имиджелогические знания педагога дошкольной образовательной организации проявляется в его личностных качествах и имиджеобразующих умениях, которые образуют деятельностный компонент имиджевой компетентности педагога дошкольной образовательной организации.

Ученые имиджеологи, исходя из специфики основной профессиональной деятельности человека, выделяют набор личностных качеств, которые, по их мнению, обеспечивают эффективность осуществления им имиджмейкинга на профессиональном уровне. Анализ данных качеств показал, что для нашего исследования более значимыми являются следующие: коммуникативная привлекательность, лидерское поведение, нравственность, воля, эмоциональная устойчивость, эмпатия, интеллект, авторитет, креативность. Личностные качества проявляются и реализуются в его имиджеобразующих умениях.

Вышеизложенное позволяет рассматривать имиджевую компетентность как важнейшую составляющую профессиональной компетентности и определить ее как интегративное качество личности педагогов дошкольной образовательной организации, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов. Степень сформированности этих компонентов отражает готовность и способность педагогов дошкольной образовательной организации эффективно осуществлять имиджмейкинг, совершенствовать свой опыт в данной деятельности и расширять его границы.


Библиографическая ссылка

Романова А.В., Юревич С.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОУ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15677 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674