Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

Лобанова П.А. 1 Багаутдинова С.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1. Багаутдинова С.Ф. Управление ДОУ в современных условиях / С.Ф. Багаутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 75-79.
2. Калинина, Т.В., Сидорина, И.С. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с молодой семьей воспитанников [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/39_VSN.
3. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
4. Комардина, Т.В. Справочник заведующего ДОУ / Т.В. Комардина. – Волгоград, 2013. – 360 с.
5. Новоселова, Е.С. Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи через использование ИКТ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/07/03.
6. Современные технологии управления дошкольным образованием: сборник научно-методических материалов слушателей программы «Менеджмент в образовании» профессиональной переподготовки руководителей дошкольных учреждений / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Л.Н. Санниковой.– Магнитогорск, МаГУ, 2012.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст – М.: Проспект, 2014. – 160 с.

Происходящие в современном государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольных образовательных организаций (ДОО) и семьи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 44, сказано, что именно «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [7]. Вместе с тем проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Сегодня родители и педагоги осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательной организации, которая не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников.

Эффективность взаимодействия ДОО и семьи можно значительно повысить, но для этого необходимо создать следующие условия [2].

1. Социально–правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОО, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно–коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО и так далее.

3. Перспективно–целевые: наличие планов работы с семьями воспитанников на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, планов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОО в интересах развития ребенка.

4. Потребностно–стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения: потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребёнка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОО форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

К сожалению, традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду; отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

В настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества. Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационных технологий. Средства информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) являются составляющей частью практически всех сфер жизни общества. Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей дошкольников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Поэтому наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОО актуальны инновационные формы на основе использования ИКТ.

Широкое внедрение ИКТ в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей – дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные технологии, и не просто проводить постоянный мониторинг, но и осуществлять контроль и сопровождение качества дошкольного образования. В связи с этим назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольной образовательной организации, как взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Управление данным направлением деятельности ДОО является одной из основных задач ее руководителя – заведующего [1, 6]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» управление взаимодействием родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относится к компетенции образовательной организации и, соответственно, ее руководителя [7].

Исходя из сложившейся ситуации, появляется необходимость управления взаимодействием детского сада и семьи посредством информационно-коммуникационных технологий. Возникает проблема в определении механизма внедрения ИКТ в процесс взаимодействия ДОО и семьи. Данную проблему можно решить посредством разработки проекта.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей [3, 4].

Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители. Цель проекта: повысить качество взаимодействия ДОО и семьи. Задачи:

- повысить информационно–коммуникационную компетентность всех участников проекта;

- создать условия для использования ИКТ;

- интегрировать, внедрить информационно-коммуникационные технологии в процесс взаимодействия ДОО и семьи;

- повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОО;

- обеспечить индивидуальный подход к семьям воспитанников;

- реализовать механизм и формы публичной отчетности;

- популяризировать деятельность ДОО.

Гипотеза проекта: целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно–коммуникационных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия образовательной организации и семьи, если использовать:

- Сайт детского сада (в том числе форум, гостевую книгу, опросник);

- Сайт группы детского сада;

- Личную веб-страничку педагога, сайт педагога;

- Социальную сеть (созданную группу детского сада);

- Электронную почту, консалтинговую деятельность;

- Электронную газету детского сада;

- Сотовую связь;

- Мультимедийные презентации (во время проведения родительских собраний, мастер–классов, публичных отчетов и других мероприятий);

- Аудиосредства и видеосредства.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями [5]:

- минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- рост объема информации;

- обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

- оперативное получение информации;

- расширение информационных потоков;

- создание электронных газет.

Ожидаемые результаты:

- определение механизма внедрения ИКТ во взаимодействие ДОО и семьи;

- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно–коммуникационных технологий;

- обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей;

- публичность и открытость системы управления ДОО;

- обоюдная готовность детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.

Проблемы использования ИКТ:

- нет необходимой оргтехники у родителей;

- недостаточная ИКТ–компетентность педагогов и родителей;

- недостаточное материально–техническое обеспечение и сопровождение деятельности ИКТ в ДОО.

Этапы реализации проекта можно соотнести с функциями процесса управления взаимодействием детского сада и семьи посредством ИКТ. На подготовительном этапе реализуются функции анализа и планирования. Анализ помогает прояснить внутреннее и внешнее положение организации, то есть, это анализ самой организации и окружающей ее среды. При планировании определяется цель, к которой стремится ДОО в своей деятельности, разработка мероприятий для достижения данной цели.

Основной этап реализации проекта можно соотнести с функцией организации. Это определение места и роли каждого члена коллектива в процессе достижения поставленной цели, реализация мероприятий.

На заключительном этапе реализуется функция контроля. Это выделение критериев эффективности взаимодействия детского сада и семьи, измерения полученных результатов (наблюдение, анкетирование и так далее), сравнения результатов с запланированными, управленческого воздействия на результат контроля.

Реализация данного проекта позволит существенно повысить качество взаимодействия ДОО и семьи. Внедрение ИКТ даст возможность создать единое информационное пространство образовательной организации, то есть системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.


Библиографическая ссылка

Лобанова П.А., Багаутдинова С.Ф. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15671 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674