Происходящие в современном государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольных образовательных организаций (ДОО) и семьи.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 44, сказано, что именно «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [7]. Вместе с тем проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Сегодня родители и педагоги осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательной организации, которая не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников.
Эффективность взаимодействия ДОО и семьи можно значительно повысить, но для этого необходимо создать следующие условия [2].
1. Социально–правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОО, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно–коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО и так далее.
3. Перспективно–целевые: наличие планов работы с семьями воспитанников на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, планов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОО в интересах развития ребенка.
4. Потребностно–стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения: потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребёнка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОО форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.
К сожалению, традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду; отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
В настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества. Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационных технологий. Средства информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) являются составляющей частью практически всех сфер жизни общества. Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей дошкольников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Поэтому наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОО актуальны инновационные формы на основе использования ИКТ.
Широкое внедрение ИКТ в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей – дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные технологии, и не просто проводить постоянный мониторинг, но и осуществлять контроль и сопровождение качества дошкольного образования. В связи с этим назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольной образовательной организации, как взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Управление данным направлением деятельности ДОО является одной из основных задач ее руководителя – заведующего [1, 6]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» управление взаимодействием родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относится к компетенции образовательной организации и, соответственно, ее руководителя [7].
Исходя из сложившейся ситуации, появляется необходимость управления взаимодействием детского сада и семьи посредством информационно-коммуникационных технологий. Возникает проблема в определении механизма внедрения ИКТ в процесс взаимодействия ДОО и семьи. Данную проблему можно решить посредством разработки проекта.
Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей [3, 4].
Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители. Цель проекта: повысить качество взаимодействия ДОО и семьи. Задачи:
- повысить информационно–коммуникационную компетентность всех участников проекта;
- создать условия для использования ИКТ;
- интегрировать, внедрить информационно-коммуникационные технологии в процесс взаимодействия ДОО и семьи;
- повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОО;
- обеспечить индивидуальный подход к семьям воспитанников;
- реализовать механизм и формы публичной отчетности;
- популяризировать деятельность ДОО.
Гипотеза проекта: целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно–коммуникационных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия образовательной организации и семьи, если использовать:
- Сайт детского сада (в том числе форум, гостевую книгу, опросник);
- Сайт группы детского сада;
- Личную веб-страничку педагога, сайт педагога;
- Социальную сеть (созданную группу детского сада);
- Электронную почту, консалтинговую деятельность;
- Электронную газету детского сада;
- Сотовую связь;
- Мультимедийные презентации (во время проведения родительских собраний, мастер–классов, публичных отчетов и других мероприятий);
- Аудиосредства и видеосредства.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями [5]:
- минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
- рост объема информации;
- обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
- оперативное получение информации;
- расширение информационных потоков;
- создание электронных газет.
Ожидаемые результаты:
- определение механизма внедрения ИКТ во взаимодействие ДОО и семьи;
- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно–коммуникационных технологий;
- обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей;
- публичность и открытость системы управления ДОО;
- обоюдная готовность детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
Проблемы использования ИКТ:
- нет необходимой оргтехники у родителей;
- недостаточная ИКТ–компетентность педагогов и родителей;
- недостаточное материально–техническое обеспечение и сопровождение деятельности ИКТ в ДОО.
Этапы реализации проекта можно соотнести с функциями процесса управления взаимодействием детского сада и семьи посредством ИКТ. На подготовительном этапе реализуются функции анализа и планирования. Анализ помогает прояснить внутреннее и внешнее положение организации, то есть, это анализ самой организации и окружающей ее среды. При планировании определяется цель, к которой стремится ДОО в своей деятельности, разработка мероприятий для достижения данной цели.
Основной этап реализации проекта можно соотнести с функцией организации. Это определение места и роли каждого члена коллектива в процессе достижения поставленной цели, реализация мероприятий.
На заключительном этапе реализуется функция контроля. Это выделение критериев эффективности взаимодействия детского сада и семьи, измерения полученных результатов (наблюдение, анкетирование и так далее), сравнения результатов с запланированными, управленческого воздействия на результат контроля.
Реализация данного проекта позволит существенно повысить качество взаимодействия ДОО и семьи. Внедрение ИКТ даст возможность создать единое информационное пространство образовательной организации, то есть системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.
Библиографическая ссылка
Лобанова П.А., Багаутдинова С.Ф. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15671 (дата обращения: 21.11.2024).