В настоящее время в Российской Федерации осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Эволюция профессий и квалификаций в современном профессиональном пространстве потребовала принципиально иного подхода к их классификации, отражающей требования социально-экономических условий и международного опыта. В соответствие с изменениями в трудовом и образовательном законодательстве действующая система единых квалификационных и тарифно-квалификационных справочников заменяется профессиональными стандартами [7, 8].
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее – профессиональный стандарт педагога) – это рамочный документ, определяющий основные требования к квалификации педагога, отражающий структуру его профессиональной деятельности, а также характеризующий личностные качества педагога [3; 6].
Нормативно-правовую основу разработки, внедрения и использования профессиональных стандартов, в том числе профессионального стандарта педагога составляют следующие документы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В пункте 4 главы 3 «Развитие образования» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначено, что «стратегической целью социально-экономического развития РФ в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Достижению поставленной цели способствует развитие систем управления качеством образовательных услуг, формирование современной модели взаимодействия учреждения профессионального образования с работодателями. Разработка профессиональных стандартов в данном случае обеспечит согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования, создаст условия для правового регулирования их взаимодействия [5].
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым установлена разработка и утверждение к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов.
3. В Трудовой Кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся профессиональных стандартов. Статья 195 дополнена следующими пунктами: порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов; порядок применения профессиональных стандартов [7]. В статье 195-1 раскрыты понятия «квалификация работника», «профессиональный стандарт», а также полномочия Правительства РФ при разработке, утверждении, применении, установлении тождественности наименований должностей, профессии и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах [8].
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет роль профессиональных стандартов в системе образования: «учет положений профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» (часть 7 статьи 11); «формирование содержания основных и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов» (часть 9 статьи 76); «использование требований профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим, соответствующего профиля при проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ» (часть 4 статьи 96) [9].
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В документе перечислены основные мероприятия, направленные на изменения в рамках различных уровней образования (дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего профессионального образования) с целью повышения эффективности и качества услуг в сфере образования, в том числе, путем формирования кадровой политики с учетом внедрения профессионального стандарта педагога. Среди ожидаемых результатов выделяется обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в системе образовании с учетом эффективного контракта и внедрения профессионального стандарта педагога.
6. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. «Мероприятия настоящей программы направлены на интеграцию усилий федеральных и региональных органов управления образования, образовательных организаций в рамках реализации государственной политики в сфере образования по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций различных уровней образования» [4].
В качестве первоочередной меры программы рассматривается внедрение профессионального стандарта педагога (подпрограмма 1). Цель и задачи подпрограммы 1 направлены на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога; организацию переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования, а также формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.
Настоящей Подпрограммой предусмотрен ряд основных мероприятий, в числе которых: «формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015 – 2016 г.); разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации (2015 – 2016 г.); обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015 – 2020 г.)» [4].
7. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Очевидно, что профессиональный уровень педагогических работников непосредственно влияет на качество реализации ФГОС. В виду того, что для нас особый интерес представляет уровень дошкольного образования, важной является существующая преемственность ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта педагога с точки зрения требований, предъявляемых к педагогу, и задач дошкольного образования. При соответствующем методическом сопровождении, внедрение профессионального стандарта педагога обеспечит повышение профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования, а соответственно и качество реализации ФГОС дошкольного образования [1; 2].
Профессиональный стандарт педагога, как нормативный документ, является сложным регулятором вопросов педагогической работы различного характера: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, оценки и оплаты труда.
Таким образом, определены нормативно-правовые основы разработки, внедрения и использования профессионального стандарта педагога, которые позволят работодателю и педагогическому работнику наиболее полно учитывать положения документа при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Грязнова Е.С., Багаутдинова С.Ф. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15665 (дата обращения: 21.11.2024).