Актуальность проблемы безнадзорности и беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные.
Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.
Создание благоприятных условий для детей, профилактика негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности – основные направления психолого-педагогической работы, проводимой государством и обществом.
К основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относят:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
К.М. Тугобенкова и А.С. Мусраунова отмечают, что важно создать систему профилактики в каждом учебном заведении. Она должна включать как общие меры совершенствования учебно-воспитательного процесса, так и специальные целенаправленные психолого-педагогические, организационные меры предупреждения индивидуальных и групповых преступлений, как на уровне учебного заведения, так и на уровне учебных групп.
Общие меры включают:
- повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня,
- предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов,
- обеспечение повседневной занятности учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности,
- активизация деятельности органов ученического самоуправления и др.
- «повышение воспитывающей роли обучения», гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися,
- организационно-правовые меры: создание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся;
- создание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста.
Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например, профилактики беспризорности среди несовершеннолетних.
К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:
- психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском, выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за их пределами;
- психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;
- психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы.
С целью организации и проведения работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, мы познакомились с работой лицея №1 города Пучежа Ивановской области.
Планирование и организация профилактической работы в МБОУ Лицей №1 г. Пучеж осуществляется по следующим направлениям:
а) учебная деятельность с привлечением администрации, учителей-предметников, классных руководителей, органов ученического самоуправления, родительской общественности,
б) внеурочная деятельность с привлечением руководителей кружков, клубов, классных руководителей, органов ученического самоуправления, родительской общественности, администрации,
в) свободное время с привлечением завуча по воспитательной работе, классных руководителей, спортивных секций, кружков, клубов, администрации.
г) индивидуальная работа с привлечением родительской общественности, администрации, учителей, ученического коллектива.
д) работа с родителями с привлечением общешкольного родительского комитета, педагогического коллектива, специалистов.
е) консультационная работа с привлечением психолога, юриста, врача, социального педагога, инспектора КДН.
Данный эксперимент мы проводили на базе МБОУ Лицея №1 г. Пучеж в течении шести месяцев, в котором принимали участие обучающиеся в возрасте от 12 до 13 лет в количестве 42 человек.
Реализация программы осуществляется в три этапа:
Первый (подготовительный) этап – предварительная работа (сентябрь – октябрь 2015 г.): подготовка кадров, взаимодействие всех заинтересованных органов, исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия, разработка программ элективных курсов, профильных объединений.
Второй (собственно программный) этап – реализация запланированной по программе деятельности: образовательной и воспитательной (2015–2016 гг.) Проведение комплексных занятий по темам программы.
Третий (заключительный, промежуточный) этап – подведение итогов по программе, аналитическая деятельность и корректировка работы (май 2016 г).
На данный момент наше исследование находится на втором этапе.
На базе МБОУ Лицея №1 нами была проведено диагностическое обследование старших подростков. В качестве диагностического инструментария в исследовании были использованы следующие методики:
- тест «Выявление направленности личности на себя, на коллектив, на задачу»,
- опросник школьной тревожности Филлипса,
- методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой,
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
По результатам теста «По выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу», мы можем сделать вывод о том, что у 90 % испытуемых детей ярко выражена направленность на себя (личная); у 7 % – направленность на коллектив (коллективная); у 3 % опрашиваемых – направленность на задачу (деловая).
Опросник (тест) школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, к ним отнеслись 40 % обучающихся. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками), 30 % опрашиваемых отнеслись к данной категории. Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, к такой категории относятся 30 % испытуемых.
Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой используется для диагностики отношения (положительного или отрицательного) подростка к себе и к обществу. Положительное отношение выражается в приятии личностью себя и другого (общества) как целого, терпимом отношении к прошлому, в осознании значимости себя и другого как субъекта деятельности, общения, в удовлетворенности социальным статусом, внешним обликом, в вере в осуществимость целей и т.д.
Именно у школьников средних и старших классов формируется качественно новая структура мотивов и интересов, которая характеризуется устойчивым доминированием в ней преобладающих мотивов поведения. Направленность личности рассматривается И.Д. Егорычевой как причинно-следственная связь доминирующих отношений – доминирующих социальных установок – доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности – ее личностного смысла – жизненной позиции личности – личностных ценностей.
Среди испытуемых оказалось 30 % – это гуманистическая направленность личности. При этой направленности личность не стремится к автономии, признавая право каждого на свободное самоопределение причем как индивидуально, так и в рамках группы. Главная Ценность для человека с такой направленностью – личность.
Я, Он, Она – конкретный человек и конкретное общество, состоящее из конкретных «Я», а не из абстрактных «Других». В этом типе выделяются подтипы или акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе – индивидуалистическая акцентуация гуманистической направленности и с преимущественно положительным отношением к другим – альтруистическая акцентуация.
30 % – эгоцентрическая направленность личности. При этой направленности в центре внимания личности находится она сама, вся ее активность сосредоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится к признанию обществом ее особой ценности. Основной ценностью для человека с такой направленностью является он сам, его мысли, его суждения, его интересы, его деятельность, результаты его труда. Человек с таким типом направленности очень требовательно подходит к оценке другого, принимая его в целом настолько, насколько он похож на него самого, насколько он согласен с его мнением, разделяет его симпатии и антипатии. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе, при отрицательном, в целом, отношении к обществу – индивидуалистическая акцентуация эгоцентрической направленности; и с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при, в целом, положительном отношении личности к себе – эгоистическая акцентуация. Основой характеристики первого подтипа является меньшая жесткость и нетерпимость личности по отношению к обществу. Второму подтипу свойственна полная центрация на себе.
30 % – социоцентрическая (депрессивная) направленность личности отличается прежде всего тем, что личность не приемлет себя. Человек не верит в свои силы, не верит, что ему самостоятельно удастся то, чего он желал бы достигнуть. При этом он уверен, что другие достигнут желаемого с легкостью, по крайней мере, гораздо проще, чем он. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к обществу, при отрицательном в целом отношении к себе – конформистская акцентуация; и с преимущественно отрицательным отношением к себе, при в целом положительном отношении личности к обществу – самоуничижительная акцентуация социоцентрической направленности.
10 % – негативистическая (суицидальная) направленность личности. Человек не приемлет ни себя, ни других; он переживает свою несостоятельность как крайне дискомфортное внутреннее состояние. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при отрицательном отношении к себе – мизантропическая акцентуация; и с преимущественно отрицательным отношением к себе, при менее отрицательном отношении к обществу – самоуничижительная акцентуация негативистической направленности.
В целом, методика дает возможность помочь в определении психологического самочувствия подростка, найти наиболее эмоционально комфортные или, наоборот, напряженные сферы взаимодействия; сделать обоснованный прогноз о причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой (если они существуют), а также определить направления работы по улучшению взаимоотношений с окружающими. Кроме того, знание реального состояния личностной направленности подростков поможет подобрать адекватные формы и методы взаимодействия с ними, что, безусловно, послужит повышению эффективности образовательной деятельности в целом.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
По данным результатам методики, мы получили такие результаты:
1. Шкала установки на социальную желательность – 32 %.
2. Шкала склонности на социальную желательность – 10 %.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению – 15 %.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 20 %.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию – 10 %.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – 7 %.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению – 6 %.
Анализируя результаты диагностического обследования по вышеперечисленным методикам, можно сделать вывод о том, что в программу формирующего эксперимента по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних должны войти такие направления работы, как 1) приобретение и развитие общих жизненных навыков, цель которого состоит в улучшении самопонимания подростков, усиления ответственности при принятии решений, снижении вероятности возникновения проблемных ситуаций, 2) освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению, 3) профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем), 4) формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.
Библиографическая ссылка
Баринова К.К., Мишагина О.М. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МБОУ ЛИЦЕЙ Г. ПУЧЕЖ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15653 (дата обращения: 21.11.2024).