Современный мир состоит из государств с разными политическими системами, разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями. Обостряются национальные и религиозные противоречия. Во многом этому способствуют миграционные процессы, связанные с передвижениями русских из бывших национальных республик, и эмиграция людей других национальностей в Россию.
На этом фоне Республика Татарстан представляется поистине уникальным местом, где веками бок об бок сосуществуют и развиваются разные народы. Соответственно установка общества на формирование толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобретает в республике особый смысл.
Воспитанникам социальных приютов и детских домов просто негде, кроме как в специализированном учреждении, получить подобный опыт. Ситуация усложняется еще и тем, что эти знания не получаются косвенно в процессе бытового общения. Их формирование целенаправленно, но зачастую оторвано от реальной практики. Более того, в силу возрастных особенностей несовершеннолетние сироты не имеет необходимых знаний, позволяющих в достаточной степени понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Таким образом, формирование и развитие у воспитанников приютов и детских домов толерантности по отношению к другим национальностям, развитие представлений о собственной нации, пробуждение гордости за свой народ и свою страну имеют помимо социальной значимости, также и большое реабилитационное значение.
Нами было проведено исследование уровня толерантности среди детей – социальных сирот, по результатом которого мы составили коррекционную программу «Моя родина – татарстан: культура народов республики». Программа была реализована в период с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. (всего 54 часа). На базе Социального приюта для детей и подростков «Гаврош» МТЗ и СЗ РТ. В 2014-2015 гг. после незначительной доработки программа была реализована повторно и так же успешно. В исследовании приняли участие 30 детей.
С учетом особенностей детей использовались следующие формы и приемы работы: работа в библиотеке с дополнительной литературой; практические занятия; работа в компьютерном классе; дискуссии, беседы, викторины; посещение мероприятий, посвященных традициям и обычаям народов, проживающих на территории Татарстана; экскурсии; общение воспитанников с представителями других национальностей.
Наблюдение и беседа с подростками социального приюта для детей и подростков г. Казани «Гаврош» показали, что дети доброжелательно относятся к «цивилизованным» иностранцам (европейцам, американцам, японцам) и к тем, кто приезжает в республику на непродолжительный срок – как турист. При этом воспитанники проявляют большую лояльность по отношению к другим национальностям, высказываются с осторожностью. Большая часть воспитанников были не знакомы с понятием «толерантность», многие считали, что это слово носит негативный оттенок: бездействие, вынужденное смирение перед опасностью, угрозой. 80 % детей дружат либо знакомы с детьми других национальностей, однако из них только 45 % хотели бы иметь такого друга. Отношения у детей складываются по-разному. Для 55 % воспитанников национальность не имеет значения. Такой ответ характерен для подростков 13–16 лет. В то время как 25 % воспитанников (в основном дети 9–12 лет) ответили, что относятся хорошо к детям других национальностей. Вопрос «Бывали ли у тебя конфликтные ситуации на «национальной почве»» вызвал у детей бурное обсуждение, потому как не все поняли значение словосочетания «национальная почва». Однако после разъяснения мы выяснили, что у 80 % бывали такие ситуации разной сложности. Все воспитанники высказали желание узнать больше о других национальностях, проживающих на территории Республики Татарстан.
Таким образом, мы еще раз подтвердили актуальность заявленной проблемы. И воспитатели, и воспитанники заинтересованы в расширении своих знаний о традициях и обычаях национальностей живущих в Татарстане.
Первичная диагностика проводилась с использованием следующих тестовых методик: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест на этническую толерантность – модификация шкалы Богардуса.
Воспитанники плохо понимают связь между поведением и его последствиями согласно результатам первого субтеста «Истории с завершением» из теста Гилфорда (Ср. знач. =2,5). Такие люди плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. Дети больше ориентированы на вербальное содержание сообщений, им понятен общий смысл невербальных сигналов, но в нетипичных ситуациях могут ошибиться в понимании настроения собеседника, подтекста ситуации общения (2 субтест «Группа экспрессии», Ср. знач.=2,7). В результате такой ребенок может почувствовать себя неуместным, неуклюжим, непонятым, попытается скрыть свои истинные чувства, закрыться. Средние результаты по 3 субтест «Вербальная экспрессия» (Ср. знач.=3) свидетельствуют о средней чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений. Такой ребенок в основном правильно понимает речевую экспрессию, но может неправильно интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации общения. Средние баллы по субтесту «Истории с дополнением» (Ср. знач. = 3) свидетельствует о способности распознавать межличностные ситуации, однако испытывает трудности при прогнозировании развития ситуации, поведения людей, достраивании неизвестных, недостающих звенья в цепи этих взаимодействий, прогнозировании того, как человек поведет себя в дальнейшем. Тест «Ценностные ориентации М. Рокича» показал, что такое качество как «терпимость» находится среди наименее предпочитаемых качеств, тем самым подтвердив результаты теста на социальный интеллект. В тесте М. Рокича «терпимость» относится к инструментальным ценностям, но подростки не видят пользы этого инструмента для достижения своей главной ценности.
Самооценка подростков исследовалась по методу Дембо-Рубинштейна. Согласно средним показателям по группе, адекватно подростки оценивают себя по шкалам «Способности» (53,4) и «Здоровье» (64,7). Результаты этих шкал соответствуют средней самооценке. При этом уровень притязаний по обеим шкалам достаточно высокий и можно говорить о низком уровне оптимизма воспитанников. «Характер» (43,9) и «Внешность» (44,3) оцениваются примерно одинаково низко, соответствуют заниженной самооценке. При этом уровень притязаний по обеим шкалам достаточно высокий и можно говорить о низком уровне оптимизма. «Ум» (48,5) и «Уверенность в себе» (48,6) оцениваются так же одинаково низко, соответствуют заниженной самооценке при низком уровне оптимизма. Все это говорит о неудовлетворенности собой, высокой степени критичности к себе при относительной эмоционально устойчивом, но пониженном фоне настроения.
Тест на этническую толерантность (модификация шкалы Богардуса) показал, что у 40 % воспитанников пониженный уровень толерантности, у 50 % – средний уровень толерантности, и только у 10 % повышенный уровень этнической толерантности. Отметим, что ни у кого из детей не было выявлено высокого и крайне высокого уровня толерантности.
Проведенная повторная психологическая диагностика с участием той же выборки детей показала, что программа имела положительное воздействие на развитие социального интеллекта детей, их самооценку, ценностные ориентации и этническую толерантность.
Повторная диагностика личностных особенностей показала положительные изменения: уровень социального интеллекта (Ср.знач.Суб.1=3, Ср.знач.Суб.2= 3, Ср.знач.Суб.3=4, Ср.знач. Суб.3.=4, Ср.знач. композиц.=3), умение слушать (Ср.знач.=22), эмпатийные тенденции (39), коммуникативные и организаторские способности (Ср.знач.=14) повысился с низкого до среднего.
Повторное проведение теста «Ценностные ориентации» М. Рокича показал, что такие ценности как «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «развитие», «продуктивная жизнь», «уверенность в себе» «воспитанность», «твердость воли», «смелость в отстаивании своего мнения и взглядов», «терпимость», «самоконтроль» вошли в список доминирующих ценностей. Исследование самооценки методом Дембо-Рубинштейна показали, что и общий фон настроения повысился: «Способности» (68,2), «Здоровье» (84,6), «Характер» (58,9), «Внешность» (62,1), «Ум» (63,6), «Уверенность в себе» (73,8).
Пониженный уровень толерантности не был диагностирован ни у одного воспитанника, что может быть обусловлено расширением кругозора воспитанников, вхождение в их обиход понятий «толерантность», «национальная почва», «традиции и обычаи», «народность», «нация». У всех воспитанников были выявлены средний (50 %), повышенный (40 %) и высокий (10 %) уровни толерантности.
Полученные на контрольном этапе результаты подтверждают положительный эффект проведенной работы. Отметим, что коррекционных и реабилитационных программ, направленных на формирование и развитие толерантности среди разных групп подростков много. Каждая из них реализуется с тем или иным уровнем успешности. Мы не привели в этой статье полное содержание программы, но ставили своей целью показать, что работа в этом направлении с подростками имеет результативность.
Библиографическая ссылка
Шакурова А.Р., Шакурова Ф.Н. ПРАКТИКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15652 (дата обращения: 08.12.2024).