Процесс обучения иностранному языку дошкольников является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий и в настоящее время приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.
Постепенно увеличивающаяся открытость государства приводит к многочисленным контактам с представителями различных наций, что делает особенно актуальным владение иностранным языком и, в первую очередь, английским как средством международного общения. Перспективность раннего обучения иностранным языкам в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его гуманитарного развития и приобщения к общекультурным ценностям не подвергается сомнению. Как отмечал Ф.А. Сохин, одной из главных среди многих важных задач воспитания и обучения детей-дошкольников является задача развития речи и речевого общения. Думается, что в системе непрерывного образования эта задача не может быть решена односторонне – только на основе родного языка. В связи с этим актуальной представляется проблема формирования иноязычных устно речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения иностранным языком (Ф.А. Сохин, Е.И. Негнивицкая, А.М. Шахнарович). К обязательному условию успешного овладения иностранным языком относится развитие родной речи. Чтобы ребёнок смог усвоить звуки иностранного языка, у него должна быть развита артикуляционная моторика. Она способствует укреплению мышц языка и всего артикуляционного аппарата. В связи с этим мускулы рта становятся свободны от излишней напряженности или, наоборот, от вялости и неподвижности во время речи, становятся гибкими, подвижными и послушными. Движения языка становятся точными, он быстрее принимает нужную позу при постановке конкретного звука. Овладение произношением иностранного языка дошкольниками складывается успешно, если создаются новые, не менее прочные стереотипы, чем стереотипы родного языка, новые слуховые, зрительные и моторные образы звуков, которые были бы полностью автоматизированы, что достигается при очень большой частотности артикуляционных движений. Для достижения успеха в обучении дошкольников иностранному языку, необходимо обращаться не только к разуму дошкольников, но и к их чувствам, строить обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы даже у самого «слабого» была возможность испытать радость от успеха в обучении иностранному языку.
При организации обучения дошкольников английскому языку возникает проблема – отсутствие у ребёнка потребности говорить на иностранном языке. Главная трудность заключается в том, что эту потребность надо специально создать. И это можно сделать с помощью потребности ребёнка в других видах деятельности, в данном случае, в его потребности в игре, являющейся ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Психологические особенности игры и прежде всего возможность обеспечить мотивы и цели деятельности и в то же время неизбежную условность общения на иностранном языке, делают игру идеальным психологическим контекстом для формирования речи на иностранном языке. При обучении иностранному языку, когда учебная мотивация отсутствует, игра становится основным способом организации деятельности дошкольников на занятиях по обучению иностранному языку. Но, как показывает практика, не всякая игра соответствует поставленным целям обучения иностранному языку. Е.И. Негневицкая выделяет требования к игре как особому виду деятельности и основному способу достижения задач обучения иностранному языку. В общем виде эти требования заключаются в следующем: наличие воображаемой ситуации, в которой будут участвовать дети; обязательное осознание детьми игрового результата; осознание детьми правила, соблюдая которое можно достичь данного результата;возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком.
И.Л. Шолпо предлагает свой вариант квалификации обучающих игр, которые можно использовать на занятиях иностранным языком с дошкольниками. Этой квалификации придерживаюсь и я при выборе обучающих игр на своих занятиях:ситуативные; соревновательные; ритмомузыкальные; художественные. К ситуативным играм относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Это такие ролевые игры, как «В магазине игрушек», «Визит к доктору», «День рождения», «Покупаем продукты», «Одеваемся на прогулку» и т.д.
К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексического и грамматического материала. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные викторины, настольно-печатные игры по типу «Лото», выполнение команд и т.п.
Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнёров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные или творческие игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребёнка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графические диктанты, аппликация и т.п.; и словесно – творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
В эту классификацию можно включить и лингвострановедческие игры. Они знакомят дошкольников с продуктами культуры, с традициями и праздниками англоязычных стран, раскрывают культурные ценности разных народов. Практически любое упражнение можно провести в форме игры, соревнования и т.д. Чем больше игр использует педагог, тем интереснее детям учиться, тем прочнее формируемые умения.
Атмосфера психологического комфорта, продуманная повторяемость заученного материала, доступность и занимательность на занятиях, умелое воздействие педагога, его эмоциональная и образная речь – все это помогает вызывать интерес к изучению иностранного языка.
Библиографическая ссылка
Мязин А., Левшина Н.И. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15613 (дата обращения: 07.12.2024).