Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СИСТЕМА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Голядкина М.В. 1 Корнилова К.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1. Закон 273-ФЗ 2012 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
2. Домбровская Е.А. Справочник методиста. ч.1. – Беларусь, 2012.
3. Новиков А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий, 2013.

На современном этапе развития к системе образования предъявляются высокие требования государства и общества. Помимо общего образования существует потребность в дополнительном образовании.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1, ст. 2].

Чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования дошкольников необходимо программно-методическое обеспечение. В литературных источниках представлено разнообразие терминов. Существует помимо термина «программно-методическое обеспечение», такие синонимичные определения как: «обеспечение учебного (образовательного) процесса», «методическое обеспечение», «учебно-методическое обеспечение», «дидактико-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение» и др. Научно-методическое обеспечение образования – учебно-программная документация образовательных программ; программно-планирующая документация воспитания; учебно-методическая документация; учебные издания; информационно-аналитические материалы [2].

Комплексное методическое обеспечение – планирование, разработка и создание учебно-методического комплекса – оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой [3].

Программно-методическое обеспечение в нашем понимании – это совокупность образовательных программ, обеспечивающих деятельность педагога с дошкольниками. Программно-методическое обеспечение является источником образовательного процесса. Именно по средствам дополнительных общеобразовательных программ осуществляется педагогическая деятельность.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [1, ст. 2].

Под «методическим обеспечением» мы понимаем разнообразные информативные источники (периодические издания, пособия) и средства, которые способствуют эффективной реализации деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

– наименование образовательного учреждения;

– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

– название дополнительной образовательной программы;

– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

– срок реализации дополнительной образовательной программы;

– Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; – год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

– направленность дополнительной образовательной программы; – новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

– цель и задачи дополнительной образовательной программы;

– отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

– возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

– формы и режим занятий;

– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

– перечень разделов, тем;

– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

– обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

– рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

– дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

Существует несколько направлений программ дополнительного образования:

1. Художественно-эстетическое;

2. Военно-патриотическое;

3. Научно-техническое;

4. Физкультурно-спортивное;

5. Эколого-биологическое;

6. Естественнонаучное;

7. Социально-педагогическое;

8. Культурологическое;

9. Спортивно-техническое;

10. Туристско-краеведческое.

На этапе дошкольного образования из-за специфики возрастных особенностей детей в основном применяются художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое и другие направления.

К основной образовательной документации дополнительного образования дошкольников относится образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и образовательных мероприятий. В ходе осуществления образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется методическое обеспечение. Методическое обеспечение осуществляется по средствам методических пособий. Основной задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Таким образом, программно-методическое обеспечение является важным элементом в деятельности педагога дополнительного образования с дошкольниками. Программно-методическое обеспечение имеет определенную структуру, что позволяет последовательно реализовать деятельность педагога ДО с детьми. Системность программно-методического обеспечения определяется направлениями работы с детьми, которые реализуются в учреждении дополнительного образования.


Библиографическая ссылка

Голядкина М.В., Корнилова К.В. СИСТЕМА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15607 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674