На современном этапе развития к системе образования предъявляются высокие требования государства и общества. Помимо общего образования существует потребность в дополнительном образовании.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1, ст. 2].
Чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования дошкольников необходимо программно-методическое обеспечение. В литературных источниках представлено разнообразие терминов. Существует помимо термина «программно-методическое обеспечение», такие синонимичные определения как: «обеспечение учебного (образовательного) процесса», «методическое обеспечение», «учебно-методическое обеспечение», «дидактико-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение» и др. Научно-методическое обеспечение образования – учебно-программная документация образовательных программ; программно-планирующая документация воспитания; учебно-методическая документация; учебные издания; информационно-аналитические материалы [2].
Комплексное методическое обеспечение – планирование, разработка и создание учебно-методического комплекса – оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой [3].
Программно-методическое обеспечение в нашем понимании – это совокупность образовательных программ, обеспечивающих деятельность педагога с дошкольниками. Программно-методическое обеспечение является источником образовательного процесса. Именно по средствам дополнительных общеобразовательных программ осуществляется педагогическая деятельность.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [1, ст. 2].
Под «методическим обеспечением» мы понимаем разнообразные информативные источники (периодические издания, пособия) и средства, которые способствуют эффективной реализации деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
– наименование образовательного учреждения;
– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
– название дополнительной образовательной программы;
– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
– срок реализации дополнительной образовательной программы;
– Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; – год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
– направленность дополнительной образовательной программы; – новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
– цель и задачи дополнительной образовательной программы;
– отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
– возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
– перечень разделов, тем;
– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
– обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
– рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
– дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
Существует несколько направлений программ дополнительного образования:
1. Художественно-эстетическое;
2. Военно-патриотическое;
3. Научно-техническое;
4. Физкультурно-спортивное;
5. Эколого-биологическое;
6. Естественнонаучное;
7. Социально-педагогическое;
8. Культурологическое;
9. Спортивно-техническое;
10. Туристско-краеведческое.
На этапе дошкольного образования из-за специфики возрастных особенностей детей в основном применяются художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое и другие направления.
К основной образовательной документации дополнительного образования дошкольников относится образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и образовательных мероприятий. В ходе осуществления образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется методическое обеспечение. Методическое обеспечение осуществляется по средствам методических пособий. Основной задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Таким образом, программно-методическое обеспечение является важным элементом в деятельности педагога дополнительного образования с дошкольниками. Программно-методическое обеспечение имеет определенную структуру, что позволяет последовательно реализовать деятельность педагога ДО с детьми. Системность программно-методического обеспечения определяется направлениями работы с детьми, которые реализуются в учреждении дополнительного образования.
Библиографическая ссылка
Голядкина М.В., Корнилова К.В. СИСТЕМА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15607 (дата обращения: 21.11.2024).