Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ

Лемешко А.Н. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с..
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
3. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец.– СПб.: Детство-пресс, 2008. – 384 с.
4. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №1. – С. 70-75. 
5. Шаталова Е.В., Головченко Р.Х. Взаимодействие детей и взрослых в процессе разрешения проблемно-игровых ситуаций // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Материалы Всеросс. конф. с междунар. участием (г. Белгород, 26–27 ноября 2015 г.). – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. – С.88-90.

Одним из основных принципов, заложенным в ФГОС дошкольного образования (2013), является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Это предполагает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. В связи с этим организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике привлекает внимание несомненной актуальностью.

В дошкольном возрасте в процессе обучения элементарной математике формируются и развиваются математические представления (количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные). Под математическими представлениями мы будем понимать образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами [3].

Вопросами формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, С.Г. Михалева, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, М.Ю. Стожарова, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербаковой и др. Многие авторы считают, что формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Для того чтобы были реализованы задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому будет способствовать непосредственно образовательная деятельность (НОД), составляющей которой является организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения, в том числе и элементарной математике.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимают одну из форм работы с детьми дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Совместная деятельность включает в себя: организованную образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач [4].

Проблемой совместной деятельности взрослого и ребенка занимались Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фильдштейн, Д.Б. Эльконин. Такая форма совместной деятельности взрослого и ребенка как непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений будет наиболее эффективно проходить, если она будет организована в форме игровой деятельности. Ведь игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Овладев логическими операциями, дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте других Играя в дидактические игры, дети даже не подозревают, что усваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.

В настоящее время в качестве основной единицы педагогического процесса выделена образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [2].

Во время совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по формированию математических представлений обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части непосредственно образовательной деятельности обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. В процессе непосредственно образовательной деятельности, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки – кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и так далее. В физкультминутку включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки т.д.). Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию – обучающую. Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

Форма совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике как совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач, будет эффективно реализована, если будет осуществляется в организованных педагогом видах деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, в специально организованных игротеках, игровых центрах. С этой целью педагог помещает в игротеку игры и материалы, которые соответствуют возрасту детей и изучаемому материалу.

Непосредственная образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах, реализуемая в совместной деятельности взрослого и ребенка старшего дошкольного возраста организуется с использованием проблемно-игровой технологии посредством занимательной математики. Она позволяет актуализировать опыт детей в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности. Организация совместной деятельности детей заключается, в первую очередь, в создании разнообразной игровой среды, обеспечивающей ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

Процесс организации совместной деятельности взрослого и ребенка старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарной математике будет осуществляться более успешно, если совместная деятельность взрослого с детьми будет строиться в непринужденной форме и будет эмоционально-насыщенной.

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми заключается в том, что педагог выбирает партнерскую позицию, тем самым принимаю демократический стиль отношений, способствующий развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что не получится, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. З.А.Михайлова считает, что партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Занятия в форме непринужденной партнёрской деятельности взрослого с детьми вводятся в распорядок дня и недели группы детского сада. Если педагог правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, то дети включаются в занятия из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.

Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя) в совместной деятельности с ребенком способствует успешному формированию математических представлений у дошкольников.

Одним из основных условий успешной организации совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике является освоение детьми позиции субъекта математической деятельности. Становлению субъектной позиции ребёнка дошкольного возраста способствуют практические упражнения, решение задач на развитие мыслительных операций, дидактические упражнения, в основе которых лежат действия замещения (кодирование, декодирование) и наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, дидактические и компьютерные игры. В результате освоения субъектной позиции в развивающих играх с математическим содержанием, по мнению Л.М. Клариной, у детей совершенствуется логико-математический опыт. Основными показателями этого является освоение детьми сенсорных эталонов, эталонов мер, знаков и символов, речи, а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением обследовать предметы, экспериментированием, классификацией, счётом и измерением, сравнением и сопоставлением.

Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста в процессе освоения математической деятельности проявляется в активном, инициативном отношении к деятельности и в самостоятельном творческом ее осуществлении. Одним из важных условий становления личностных проявлений ребенка, по мнению З.А. Михайловой и Е.А. Носовой, является предоставление ему возможности выбора игр, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результатов и др.

Процесс взаимодействия педагога и детей может быть организован как процесс содействия. Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу. В данном случае и взрослый, и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей. Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития [5].

В современных условиях немалое значение придается организации взаимодействия педагога и ребенка при построении образовательного процесса. Интеграция различных видов деятельности, по мнению Е.В. Шаталовой, отмена организованных занятий как основной формы работы с детьми, приоритет игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, требуют новой модели образовательной деятельности, ориентированной на общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Одним из вариантов такого похода является проблемно-игровая технология, компонентом которой выступают проблемно-игровые ситуации, которая на сегодняшний день является востребованной. взаимодействие партнеров в процессе разрешения проблемно-игровых ситуаций осуществляется в форме активного диалога, способствующего высказыванию различных точек зрения, доказательности, развитию речи в целом.

Для успешного формирования математических представлений у дошкольников при освоении ими позиции субъекта математической деятельности необходимо создание педагогом ситуации успеха – такого целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Под ситуацией успеха понимается совокупность обстоятельств и действий воспитателя и воспитанника, действуя согласно которым ребенок достигает успеха в решении учебных задач [1].

Чтобы создать ситуацию успеха педагог должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагог и воспитанник должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что процесс организации совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математики будет осуществляться более успешно, если будет осуществляться специально организованное обучение в форме НОД, взаимодействие будет строиться в непринужденной форме, эмоционально – насыщенным, дети будут осваивать позицию субъекта математической деятельности и находиться в ситуации успеха.


Библиографическая ссылка

Лемешко А.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15602 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674