Для получения отличного результата текущий контроль успеваемости обучающихся в университете должен складываться из присутствии на лекциях и самостоятельной работы. Это обеспечивает оперативное управление через преподавателя учебной деятельностью обучающихся и её корректировку; стимулирует регулярную и целенаправленную работу обучающихся, активизирует их познавательную деятельность и проводится в течение учебного семестра.
Для практических занятий система оценивания такова:
– на оценку «отлично» – полно раскрыто содержание материала; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание материала; ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее, курсовой проект защищен на «отлично»;
– на оценку «хорошо» – раскрыто основное содержание материала в объёме; в основном правильно даны определения, понятия; материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения; допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов; практические навыки нетвёрдые, курсовой проект защищен на «отлично» или «хорошо»;
– на оценку «удовлетворительно» – усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения и понятия даны не чётко; практические навыки слабые, курсовой проект защищен на положительную оценку;
– на оценку «неудовлетворительно» – основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
Система оценки самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа обучаемых имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и сдаче зачета по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний [1, 2]. На самостоятельной подготовке студенты знакомятся с рекомендованной литературой, конспектируют источники, дополняют конспект лекций, используют мультимедийные обучающие программы, решают ситуационные задачи и отвечают на контрольные вопросы, стимульный материал и демонстрационный материал для работы на практических занятиях.
Задачами СРС являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов:
– уровень освоения студентом учебного материала;
– умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач;
– сформированность обще-учебных умений;
– обоснованность и четкость изложения ответа;
– оформление материала в соответствии с требованиями;
– уровень самостоятельности студента при выполнении СР.
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема, приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических заданиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов за индивидуальное задание студент получает, если: обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; дает правильные формулировки; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
70–89 % от максимального количества баллов студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; дает правильные формулировки.
50-69 % от максимального количества баллов студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении была допущена 1 существенная ошибка, но при этом студент знает и понимает основные положения данной темы.
49 % и менее от максимального количества баллов студент получает, если: неполно изложено задание; при изложении были допущены существенные ошибки.
В «0» баллов преподаватель вправе оценить выполнение студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работу.
При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:
90 % – 100 % – оценка «5»;
70 % – 89 % – оценка «4»;
50 % – 69 % – оценка «3»;
0 % – 49 % – оценка «2».
Система оценки тестовых работ студента
Контрольно-измерительные материалы должны оценивать у студентов полученные знания, умения и навыки. По итогам изучения всей дисциплины проводится экзамен. Чтобы получить допуск до экзамена, студенту необходимо сдать тест на проверку знаний изученного раздела, отчет по лабораторным работам, которые направлены на проверку умений студента, а также принять участие в деловой игре, где будут оцениваться навыки обучающихся. Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
Для того, чтобы проверить полученные знания у студентов, в конце изучения дисциплины проводится тестирование.
Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.
Для подготовки дисциплинарных, квалификационных и других тестов используются различные формы (виды, типы) тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы, представленные в таблице. Все перечисленные формы тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Выбор их зависит от учебной дисциплины, назначения теста, ориентации на студентов различных специальностей, возможностей системы компьютерного тестирования и т.д.
Контроль знаний является важной частью процесса обучения и позволяет получить всестороннюю оценку уровня знаний обучаемых. Одной из хорошо зарекомендовавших себя повсеместно форм контроля знаний является тестирование. Тестирование, несмотря на множество определенных недостатков, является в принципе единственным по-настоящему технологическим средством для измерения уровня знаний и незаменимо как инструмент, позволяющий реализовать эффективный педагогический контроль и должным образом организовать управление учебным процессом.
Формы тестовых заданий
Формы тестовых заданий |
Модификация |
Закрытые |
Вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором. К ним относят: фасетные задания, задания-задачи с предлагаемым вариантом ответов – числами |
На установление соответствия |
Устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. К ним относят: термины-определения, показатели-способы расчета, хозяйственные операции |
На определение правильной последовательности |
Необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Обучаемый вводит номера предлагаемых операций в нужной последовательности. Разновидность – задания на ранжирование: расположение элементов по возрастанию их значимости |
Открытые |
Задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений: в месте пропуска (точек) указывается слово или несколько слов |
При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:
90 % – 100 % – оценка «5»;
75 % – 89 % – оценка «4»;
60 % – 74 % – оценка «3»;
45 % – 59 % – оценка «2».
Система оценки семинарского занятия
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Готовясь к семинару, студенты должны:
Познакомиться с рекомендованной литературой;
Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
Выделить проблемные области;
Сформулировать собственную точку зрения;
Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Критерии оценки семинара:
– присутствие на семинарском занятии (пассивная работа) оценивается в 1 балл;
– развёрнутый ответ на вопрос семинарского занятия с использованием материалов рекомендованных первоисточников, 2–3 дополнительных учебников кроме базового, материалов, не включённых в список обязательной и дополнительной литературы к семинару – 3 балла;
– ответ на вопрос семинарского занятия с использованием материалов 1–2 дополнительных учебников кроме базового, дополнения к ответу другого студента с использованием дополнительной литературы – 2 балла;
– дополнения к ответу предыдущего студента с использованием материалов обязательной литературы, ответ на дополнительный вопрос преподавателя – 1 балл;
– краткие дополнения к ответу предыдущего студента – 1 балл.
В сумме за семинарское занятие максимально студент может получить 8 баллов.
Критерии оценки работы студентов над решением кейса
Метод кейсов – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Оценка |
Критерии оценивания |
Оценка 5 (отлично) |
изложение материала логично, грамотно, без ошибок; свободное владение профессиональной терминологией; умение высказывать и обосновать свои суждения; студент дает четкий, полный, правильный ответ на теоретические вопросы; студент организует связь теории с практикой. |
Оценка 4 (хорошо) |
студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный. |
Оценка 3 (удовлетворительно) |
студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения; обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. |
Оценка 2 (неудовлетворительно) |
отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс; в ответе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для решения кейса. |
Библиографическая ссылка
Акулова С.В., Ефимова И.Ю. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15566 (дата обращения: 21.11.2024).