В настоящее время одной из эффективных инновационных образовательных технологий профессиональной подготовки специалистов является личностно-ориентированное обучение.
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, авторы статьи отобрали обучение в малых группах сотрудничества.
Цель исследования: адаптировать технологию личностно-ориентированного подхода для бакалавров по направлению подготовки «Лесное дело».
В целях полной реализации личностно-ориентированного обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, в подготовке инженерных кадров по направлению 250100 «Лесное дело» практикуется работа в малых группах на лабораторно-практических занятиях по дисциплине СД. 02 «Лесные культуры».
Было разработано несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Всех вариантов обучения в сотрудничестве описать невозможно. Рассмотрим в кратком изложении наиболее интересный вариант технологии обучения в сотрудничестве.
Для закрепления программного материала по теме «Создание лесных культур. Составление таблиц типов лесных культур» преподаватель предлагает студентам в группах по 4 человека разработать проект «Лесные культуры», в котором будут учтены: вид культур, рекомендуемые породы и схемы смешения, шаг посадки, густота посадки, количество посадочного материала и т.д. Каждой группе даётся заранее подготовленное по материалу домашней работы определённое задание на карточках с указанием типа лесорастительных условий, имеющейся техники и оборудования в лесо-парковом хозяйстве, биологических особенностей древесно-кустарниковой растительности.
Внутри группы студенты самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания, договариваются о дополнительных источниках информации и о возможных методах и форме решения общей проблемы.
После завершения заданий всеми группами преподаватель организует рассмотрение заданий каждой группой. Каждая исследовательская группа представляет свой проект перед всей группой, приводит аргументы в пользу данного варианта, обосновывает его целесообразность. Здесь очень важны рассуждения студентов, их аргументы. В ходе презентации проекта партнёры по группе задают докладывающему от группы студенту и любому члену группы любые вопросы по данному заданию, дополняют выступление представителя группы, предлагают свой вариант выполнения задания, затем оценивают выполненное задание. Это очень важно, так как учит студентов слушать и слышать друг друга, также стимулирует группу к более серьёзному отношению к совместной деятельности. Работая над проблемой, студенты обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. В процессе работы над проектом могут быть составлены таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки.
Подводя итоги работы, преподаватель-организатор самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности студентов отмечает успешность выполнения заданий в группе и дома, особо отмечая наиболее выдающиеся успехи проектных групп.
Изучение темы завершается тестовым контролем и оценкой знаний и умений студентов. Над заданиями теста студенты трудятся индивидуально, вне группы. Оценки за индивидуальное тестирование суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Группа, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем проекта.
Таков всего один из примеров использования обучения в сотрудничестве при закреплении программного материала. Данный вид совместной деятельности сочетается с другими методами и формами обучения.
Исследование показало, деятельность в малых группах по технологии сотрудничества повышает познавательную активность каждого студента, уровень усвоения учебного материала всеми студентами, личную ответственность каждого студента за собственные успехи и успехи своих товарищей, даёт возможность сформировать интеллектуальные и коммуникативные умения, необходимые для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.
Библиографическая ссылка
Абубякярова Д.А., Мухамадеев И.Г. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15565 (дата обращения: 07.12.2024).