Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СТАРОСТИ

Поздеева В.Д. 1 Черемисинова Е.Н. 1 Кызьюрова М.С. 1
1 Кировская государственная медицинская академия
1. Цицерон О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М., 1993.
2. Полькина Т. Особенности понимания феномена старости на разных этапах психолого-философского осмысления // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. №3. – C. 1407.

По мере совершенствования медицины и системы здравоохранения, в экономически развитых странах, продолжительность жизни увеличивается. При низкой рождаемости доля пожилых людей увеличивается. Это ведет к старению населения. Среди античных философов можно выделить две группы подхода к трактовке старости.

Такие философы, как Платон, Эпикур, Сенека, Цицерон интерпретируют старость, как период совершенства, аргументируя это тем, что только к этому возрасту человек обретает духовную зрелость, мудрость, внутреннюю свободу. Общим для всех людей бременем Цицерон считал «старость, уже либо надвигающуюся на нас, либо, во всяком случае, приближающуюся к нам». Он восхвалял философию, повинуясь которой человек может в любом возрасте жить без тягот. Такая философия помогает нести бремя старости спокойно и мудро, и даже сделать ее тихой и приятной.

Другой подход представляли Аристотель, Лекреций, Эпиктет, Марк Аврелий, Гораций. Для них старость – это время инволюции, упадка сил, увядания. Со старением тела, по их мнению, вянет и душа. Они отождествляли понятия «старость» и «болезнь». У Эпиктета и М. Аврелия последовательно дискредитируется все позитивное содержание этого периода жизни, за исключением смерти, как последнего долга перед всепоглощающим мировым Целым. Гораций называл стариков алчными и тяжелыми людьми, порицателями молодости, восхваляющими то время, когда сами были юны.

С распространением христианства представление о старости изменилось. Согласно христианским взглядам мир конечен, наиболее полно это осознается в старости, когда близость к Богу ощущается максимально. Бердяев позже выдвинул предположение о соединении идеи Бога с идеей творчества, апофеоз которого достигается в старости. Иными словами, старость приобретает новое понимание, соединяющее идею одушевленного тела, ориентированное на имманентное бытие, и идею личности, устремленной в трансцендентную сферу.

В Новое время активно разрабатывается научный подход к проблеме старости и старения, обусловленный появлением геронтологии. Она имеет три основных раздела: биология старения, гериатрия и социальная геронтология. Биология старения изучает механизмы старения живых организмов на разных уровнях их oрганизации. Возникновение, развитие, диагностику, лечение и предупреждение возрастной патологии исследует такой раздел геронтологии, как гериатрия. Влиянием социально-психологических факторов на процессы старения и стареющего человека, в целях максимального продления жизни, занимается социальная геронтология.

Отношение к старости формируется в определенном исторически сложившемся социокультурном контексте в зависимости от мировоззренческих предпочтений и убеждений человека. С увеличением доли пожилых людей в современном обществе необходимо не только совершенствовать биомедицинские технологии и систему здравоохранения, с целью увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества, но и обеспечить активное участие в различных сферах жизнедеятельности общества, предотвращая тем самым превращение их в балласт, в ненужных людей. Необходимо формирование позитивной философии старости, где формируется оптимистичная система ценностей человека.


Библиографическая ссылка

Поздеева В.Д., Черемисинова Е.Н., Кызьюрова М.С. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СТАРОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15377 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674