Современный мир часто ставит человека перед лицом многочисленных трудностей, которые нужно преодолевать. Ресурсом личности в сложных жизненных ситуациях, по мнению американского психолога С. Мадди, является жизнестойкость. Это устойчивое личностное образование, повышающее готовность и способность действовать в стрессовых ситуациях. Актуальным изучение данного феномена видится у студентов-первокурсников, обучающихся на гуманитарных факультетах. По данным исследований, именно гуманитарии отличаются более обостренным и рефлексивным мировосприятием и, по сравнению со студентами технического профиля, характеризуются низкими показателями аутосимпатии, внутренней конфликтностью, заниженной самооценкой [2]. Данные особенности наиболее отчетливо, по нашему мнению, будут проявляться на этапе адаптации к вузовскому обучению.
Целью исследования было изучение характеристик жизнестойкости у студентов-гуманитариев (филологи), обучающихся на первом курсе в педагогическом вузе. Выборка состояла из 47 человек, из них два юноши и 45 девушек, следовательно, гендерный аспект нами не анализировался. Основной метод исследования – «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым [1], и анкета на определение представлений о жизнестойком человеке А.Н. Фоминовой [2].
Анализ полученных данных показал, что в группе студентов-филологов только три человека показали высокий уровень жизнестойкости, 22– средний и 22 – низкий уровень. Достоверно ниже от нормативных показатели по критерию «вовлеченность» (25,7+3); средние значения близкие к низким имеют показатели контроля (26,2+4), средние значения по шкале «склонность к риску» (15,45 +3). Качественный анализ характеристик, составляющих категорию «вовлеченность» показал, что студенты-филологи достаточно увлечены делом, которым они занимаются, стараются быть в курсе происходящего вокруг, считают, что в жизни есть много интересного, испытывают удовлетворение от своей занятости (64 % ответивших). Однако, переживая интерес к жизни, они не уверены в себе, считают, что окружающие их недооценивают, переживают чувство ненужности, тщетности затраченных усилий, а иногда и разочарования и скуки, что дополняет низкий уровень физиологической выносливости, быстрая утомляемость. Таким образом, испытывая интерес к жизни, студенты-филологи порой не видят себя в ней, переживают свою несостоятельность, считают, что жизнь проходит мимо (45 % студентов).
Второй исследуемый критерий жизнестойкости – контроль – по характеристикам составителей теста означает способность влиять на результат происходящего. Средние значения по данному критерию свидетельствуют, что студенты нашей группы в целом могут контролировать ситуацию, насколько это необходимо, упорно продвигаются в достижении цели, порой игнорируя обстоятельства (51 %). При этом многие из них переживают свою неспособность влиять на ситуацию, а возникшие в жизни проблемы воспринимают как неразрешимые и в сложных случаях откладывают решение на потом. Подобные качества могут затруднять процесс адаптации студента к вузовскому обучению, например, во время сдачи сессионных экзаменов.
Критерий «принятия риска» как способность извлекать уроки из жизненного опыта, активно использовать полученные знания, в группе студентов-филологов представлен средними оценками, однако их выражение довольно противоречиво. Так, идея активного воплощения, радость новых открытий сменяется ощущением неудовлетворенности тем, что уже сделано, непринятием прошлого опыта (50 % студентов). Треть студентов испытывает трудности в установлении контактов с другими людьми и переживают одиночество даже с близкими.
Исследование образа жизнестойкого человека показывает, что основная группа студентов первокурсников видят его, как противоположность самому себе: это человек уверенный, легко преодолевающий препятствия на пути к цели. Только трое испытуемых отметили, что жизнестойкость – это умение принимать решения и отвечать за них. Большинство студентов связывают развитие жизнестойкого характера с воспитанием в детстве, отношением к жизни родителей. 35 % студентов – с социальными условиями. 10 % – с умением общаться с людьми, один – с образованием. То есть, выделяя характеристики жизнестойкого человека, студенты-филологи склонны идеализировать его образ, искать истоки жизнестойкости не в самом себе, а во внешних обстоятельствах. Полученные данные показали, что первокурсники-филологи, обладают активной, заинтересованной социальной позицией, что может выступать важным ресурсом личностного развития, при этом они склонны к высокой рефлексии, переживанию своей несостоятельности, что может затруднять их обучение в вузе, особенно на первом этапе.
Библиографическая ссылка
Фомина Н.В., Шевелева О.Е. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ЭТАПЕАДАПТАЦИИ К ВУЗУ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15347 (дата обращения: 07.10.2024).