Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Рябинина Н.А. 1
1 Сахалинский государственный университет
1. Всплеск подростковой преступности отмечают прокуроры Сахалинской области [Электронный ресурс] // Sakhalinmedia.ru: интернет-издание. 2014. 29 мая. URL: http://sakhalinmedia.ru/news/island/29.05.2014/360844/vsplesk-podrostkovoy-prestupnosti-otmechayut-prokurori-sahalinskoy-oblasti.html (дата обращения: 17.12.2015).
2. Заседание Межведомственной комиссии Сахалинской области по противодействию преступности и социальной профилактике правонарушений прошло в Южно-Сахалинске [Электронный ресурс] // Безформата.ru: 2013. 29.11. URL: http://ujnosahalinsk.bezformata.ru/listnews/sahalinskoj-oblasti-po-protivodejstviyu/15799362/ (дата обращения: 17.12.2015).
3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003. – 363 с.
4. Ким А.И., Черная Е.В. Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений // Студенческая наука XXI века: сб. науч. статей V Международной студенческой научно-практической конференции (г. Чебоксары, 18 мая 2015 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.148-150. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/150/Action150-8371.pdf (дата обращения: 18.12.2015).
5. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ. –правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Менделевич В.Д Психология девиантного поведения. 3-е изд., СПб: Речь, 2005. 445 с.
7. Общий уровень преступности в Сахалинской области снизился более чем вдвое за 2014 год [Электронный ресурс] // Sakhalinmedia.ru: интернет-издание. 2015. 12 февраля. URL: http://sakhalinmedia.ru/news/society/12.02.2015/420581/obschiy-uroven-prestupnosti-v-sahalinskoy-oblasti-snizilsya-bolee-chem-vdvoe-za-20.html (дата обращения: 18.12.2015).
8. Хасенгалиев А.Л. Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Пермь: Меркурий, 2011. Т.I. – С. 208-212.
9. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.

В последние годы значительно возросла роль дополнительного образования в профилактике девиантного поведения у подростков. И это не случайно. По данным СМИ, «всплеск преступлений, совершенных несовершеннолетними в Сахалинской области, зафиксирован в 2013 году» [1]. А «число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось в 2014 году с 396 (в 2013 году) до 406» [7].

Вместе с тем в «Концепции развития дополнительного образования детей» говорится о необходимости воплощения в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [5]. В этой связи возрастает роль педагога дополнительного образования в профилактике девиаций у подростков.

Следует отметить, что проблемой девиантного поведения занимались Е.В Змановская [3], В.Д. Менделевич [6], А.Л. Хасенгалиев [8], Л.Б. Шнейдер [9] и многие другие ученые.

Как известно, девиантное поведение – это отклоняющееся от наиболее распространенных и устоявшихся норм, принятых в социуме, поведение.

Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности призван, в первую очередь, в качестве непосредственного объекта деятельности выделять не правонарушения или девиантность, а побуждающие их причины. Поэтому, бесспорно, самое серьезное внимание надо уделять периоду детства, когда личность подростка, сфера его межличностных отношений, круг интересов только формировались. И здесь, конечно же, семья, ближайшее окружение подростка в этот период имеют первостепенное значение, поскольку воспитание «происходит через систему отношений ребенка с родными, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности» [4, с.148].

Сущность содержания профилактики девиантного поведения сводится к созданию атмосферы сотрудничества и партнерства в отношениях с детьми и подростками. Важно, используя профессиональный инструментарий, приобщить несовершеннолетних к участию в социально-направленной деятельности, позитивных общественных мероприятиях, организациях.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим. Педагог должен провести профилактику на всех уровнях: первичном, вторичном и третичном.

Заметим, что первичная профилактика обращена на ликвидацию неблагоприятных факторов, провоцирующих нежелательное явление. Вторичная профилактика преследует целью раннее выявление и реабилитацию нарушений нервно-психической сфере и организацию работы с потенциальной группой риска. Третичная профилактика призвана решать более узкие задачи, а именно: лечение нервно-психических расстройств, для которых характерно нарушение поведения.

Вследствие сложного характера поведенческих нарушений, предупреждение подростковых девиаций требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Причем важно помнить о том, что предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, поскольку, если ситуация запущена и девиантное поведение вошло в привычку, то меры правовой профилактики обычно запаздывают. Чтобы правовые меры предупреждения были действенными, бесспорно, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта. Учитывая тот факт, что система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, позволяя соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума, её формированию надо уделять самое серьезное внимание. Поэтому у педагога дополнительного образования есть очень большой потенциал возможностей для целенаправленной и последовательной профилактики девиантного поведения подростков.


Библиографическая ссылка

Рябинина Н.А. РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15301 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674