Актуальность исследования проблемы взаимодействия семьи и школы как институтов социализации детей и подростков определяется требованиями важнейших современных нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [8, ст.44, п.1]. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования среди требований к профессиональным компетенциям (ПК) указывает на необходимость формирования ПК 2.3, а именно: «мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях» [9]. «Концепция развития дополнительного образования детей» в качестве одного из основных механизмов развития системы дополнительного образования указывает на «опору на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ» [4, п.V]
Следует сказать, что проблема и взаимодействия семьи и школы, и социализации очень широко исследуются в психолого-педагогической науке. В частности, можно отметить таких ученых, как А.С. Макаренко [5], В.А. Сухомлинского [11], Л.В. Мардахаев [6], Т.А. Савченко [10], О.А. Щёкина [13] и многие другие.
Как известно, семья – это самая первая ступень бытия человека. То, что ребёнок приобретает в семье, во многом определяет то, как складывается последующая жизнь человека, поскольку именно в ней закладываются основы личности, характера, социализации детей и подростков. Несомненно, в любой семье «воспитание ребенка происходит через систему отношений ребенка с родными, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности» [3, с.149]. Поэтому для успешной социализации детей и подростков родителям важно обеспечивать ряд психолого-педагогических условий.
Следует отметить, что в процессе общения с близкими у ребёнка с первых дней жизни формируется структура личности. И, бесспорно, ключевую роль играет авторитет родителей, ведь все воспитательные воздействия нацелены на выработку у детей и подростков привычки вести себя социально приемлемым образом и оценивать свои поступки и ситуации с позиций нравственного поведения. «Стиль воспитания и семейные традиции определяют характер взаимоотношений детей с родителями в семье» [3, с.149].
Но бывает и такое, что у ребёнка в семье не складываются отношения с родителями. Это может происходить по самым разным причинам, в том числе, и вследствие педагогической некомпетентности. Может так случиться, что родители, находясь «в отчаянии из-за каких-либо проблем (безработицы, нищеты и других), бросают детей на произвол судьбы. В таких случаях ребенок испытывает трудности социализации, впитывая нормы и понятия той среды, в которой он вынужден был оказаться» [12, с.135.]. В этом случае профессиональная помощь педагогов и психологов может оказаться очень своевременной. Несомненно, право определять стиль взаимоотношений, методы воспитания остаются за родителями, однако педагог, «зная характерные особенности конкретных детско?родительских отношений, сможет оказать содействие в установлении более приемлемых взаимоотношений между детьми и родителями» [3, с.150].
Острейшими проблемами современной семьи являются разводы, нестабильные, конфликтные семьи. Если семья распадается, то любой ребенок это болезненно переживает. У него может быть нервный срыв или психологическое расстройство. Многое здесь зависит от родителей, от их чуткости, такта, понимания. Ни в коем случае нельзя ограничивать для ребёнка общение с отцом или матерью. Это очень сильно влияет на личность ребёнка. Если ребёнок не видит того или иного родителя, то он теряет уверенность в том, что его любят, также может снизиться его самооценка. Все это крайне негативно влияет на его личность.
Социализация детей и подростков идёт во взаимодействии с различными группами, организациями, где особое место занимает школа. Школьный период охватывает три возрастных этапа: младший школьник возраст (6–10 лет), младший подростковый (11–14 лет), старший подростковый (15–17 лет). Это налагает на школу большую ответственность, поскольку в процессе социализации детей и подростков в течение целого десятилетия она выступает как важнейший образовательно-воспитательный институт, разделяя эту ответственность с семьёй. Поэтому в процессе взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии детей и подростков, их ценностных ориентаций, творческого потенциала и других важных составляющих структуры личности [7, с.27].
Помогая социализации детей и подростков, школа ни в коем случае не должна подменять влияние семьи, а, напротив, содействовать её укреплению. Так, навыки и привычки правильного поведения, которые дети и подростки получают в школе, необходимо закреплять в семье, и наоборот. Можно с уверенностью сказать, что роли семьи и школы в социализации детей и подростков во все времена были тесно связаны и неразрывны, являясь необходимой частью социализации детей и подростков.
К.Д. Ушинский писал: «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого» [2, c.43]. Поэтому семья и школа – это два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества.
Библиографическая ссылка
Мачковская О.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15295 (дата обращения: 07.10.2024).