Актуальность исследования проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена тем, что она устойчиво сохраняет свою остроту, даже несмотря на то, что в последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России значительно сократилось: за период 2009–2014 гг. это количество уменьшилось на 40 % и продолжает снижаться, соответственно, на 30 % сократилось количество детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5].
В Сахалинской области в настоящее время работают 3 детских дома [2]. Несмотря на это, статистика свидетельствует о том, что только 10 % воспитанников детских домов социализируются успешно, у 40 % отмечаются проявления девиантного и аддиктивного поведения, а 10 % демонстрируют склонность к суицидам [7]. Это говорит, в первую очередь, о неготовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу сложившихся обстоятельств ставших воспитанниками детского дома, к самостоятельной жизни в обществе, поскольку искажение процесса социализации осложняет «своевременное формирование и развитие системы ценностей, принятых в обществе» [3, с.125].
Следует сказать, что над проблемой социализации детей-сирот работали многие исследователи, среди которых можно отметить труды С.А. Беличевой [1], Т. Любовой [4], Н. Санниковой [6] и др. Представляется важным представить взгляд на проблему недавней выпускницы детского дома.
Известно, что под социально-психологической социализацией понимают процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе [8]. Очевидно, что никакой ребенок не планирует когда-нибудь попасть с детский дом. Однако случается, что ребенок или подросток, в какой-то период жизни, попадает туда, где неминуемо сталкивается с рядом трудностей, которые никогда бы ему не пришлось преодолевать, живя он в семье. Расскажем подробнее об этих проблемных сторонах, частично проанализировав, в том числе, собственный опыт.
В первую очередь, естественно, ребенок или подросток сталкивается с проблемой установления контактов с новым окружением. Несмотря на то, что в детском доме существует неписаное правило для всех живущих в нём: один за всех и все за одного, новенький в первое время оказывается в одиночестве. Очевидно, что это правило в отношении него начинает работать не сразу. Очень скоро возникают драки, в которых новенький в первое время терпит поражение. Дальше многое зависит от личностных качеств новичка. При этом существует одна особенность: даже если в детском доме дети с кем-либо не дружат, то, оказываясь за его пределами, они, как правило, приходят на помощь, заступаются друг за друга. В этом проявляется своеобразное детдомовское «братство»: не детдомовские дети («чужие») не имеют права обижать никого из детского дома («своих»), поскольку только они этим правом обладают.
Ещё одной проблемой является неприятие детей-сирот в обществе: часто люди, которым не довелось оказаться в подобных ситуациях, смотрят на детей из детского дома, как на угрозу для своих детей, запрещая им общаться.
Но даже если к первым двум проблемам рано или поздно ребенок адаптируется, нахождение все время в детском доме создает ощущение замкнутого пространства, что, бесспорно, очень тяготит.
Есть и проблемы профориентации, поскольку выбор профессии приходится делать не на основе желания обучаться конкретной профессии, а исходя из реальных возможностей. К примеру, выпускники детского дома часто не могут поступить в тот или иной ВУЗ по причинам того, что в детском доме контролировать выполнение воспитанниками индивидуальных учебных заданий сложно, и поэтому нередко практикуется обычное списывание уроков друг у друга, что, естественно, плохо сказывается на общих знаниях. Как правило, покидая детский дом после девятого класса и поступая в образовательные учреждения среднего профессионального образования (СПО), у бывших воспитанников из детских домов закономерно обнаруживаются трудности с обучением, так как уровень знаний не соответствует требованиям учебного заведения.
Так как в детском доме ребенок живет на всем готовом, особую значимость приобретает проблема неприспособленности к самостоятельной жизни.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, представим успешный опыт решения проблемы социализации детей-сирот в детском доме №3 с. Правда Холмского района Сахалинской области, заметив, что в настоящее время данный детский дом уже не функционирует по причине, указанной в начале исследования.
До момента закрытия детского дома в нем работали опытные педагоги и психологи, которые хорошо знали и понимали проблемы детей, оказавшихся по воле судьбы в столь сложной жизненной ситуации. Поэтому они проявляли участие, внимание и помогали организовать общение детей.
Решая проблему замкнутого пространства, детей старались вывозить за пределы села, например, в парк, на аттракционы, в театр, зоопарк. Летом педагоги организовывали поездку в оздоровительный лагерь со всеми детьми.
Проблема подготовки к самостоятельной жизни нашла свое решение после того, когда на территории детского дома построили социальный дом, в который воспитанников заселяли на неделю по два человека, давая 4200 рублей. Подростки в течение всего этого времени должны были всё делать самостоятельно: сами распределять свой бюджет, принимать решения, учиться, готовить еду, убирать в доме. Если у подростков возникали какие-либо вопросы, к примеру, по поводу приготовления пищи, то они могли подойти к повару на кухне, который объяснял, как и что можно приготовить из тех или иных продуктов. Аналогичную помощь оказывали и педагоги.
Такая работа, направленная на подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни, бесспорно, способствовала выработке необходимых жизненных навыков и социализации воспитанников.
Библиографическая ссылка
Колоколова К.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ДЕТСКОМ ДОМЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15293 (дата обращения: 04.10.2024).