Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Алиева Ф.Ф. 1
1 Сахалинский государственный университет
1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – №11. – С. 15–18.
2. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг // Мальчик – отец мужчины / Bookap.info, 2015. – URL: http://bookap.info/vozrast/kon_malchik_otets_muzhchiny/gl52.shtm (дата обращения: 20.12.2015).
3. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92.
4. Мальцева О.А. Буллинг: психолого-педагогические причины и следствия // Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Refdb.ru, 2004. URL: http://refdb.ru/look/2946783.html (дата обращения: 18.12.15).
5. Об образовании РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Профилактика буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Zvonoknaurok.ru, 2013. URL: http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj_psikholog/rabota_psikhologa_s_uchenikami/profilaktika_bullinga_v_podrostkovom_vozraste/25-1-0-4048 (дата обращения: 18.12.15).
7. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru, 2004. URL: http://gigabaza.ru/doc/77798-p4.html (дата обращения: 18.12.15).
8. Семенов Г.С. Новенький в классе // Воспитание школьников. – 2010. – №7. – С. 35-36.
9. Черная Е.В. Практикум по коррекционной и специальной педагогике: учеб. пособие для студентов средне-профессиональных учебных заведений. – СПб.: Реноме, 2014. – 160 с.
10. Черная Е.В., Кабанина А.В. Роль педагога дополнительного образования в профилактике агрессивного поведения подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам L-LI междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 13 апреля 2015 г.). С.132-138. URL: http://sibac.info/18469 (дата обращения: 28.12.2015).

Актуальность исследования проблемы детской жестокости определяется тем, что в последнее десятилетие наблюдается рост насилия в детских коллективах, что вызывает серьезную озабоченность у психологов, педагогов, врачей. Cтатистика явления, хоть и весьма ограниченная, показывает, что страх стать жертвой школьного насилия у 14–15-летних российских подростков стоит на третьем месте в ряду социальных опасений: «очень» боятся подвергнуться насилию 7,7 % и «изрядно» – 14,6 % школьников [2].

При этом в ФЗ «Об образовании в РФ» акцентируется внимание на гуманистическом характере образования [5]. В этой связи проблема изучения феномена школьного насилия является достаточно важной.

Следует отметить, что феномен школьного насилия («буллинг» в пер. с англ. – «травля», «третирование», «запугивание») известен уже более ста лет [6]. Данной проблемой занимались А. Адлер, А. Миллер, Л. Моз, К. Бассиюне, Е. Роланд, А. Гугтенбюль [4], а среди отечественных исследователей можно отметить работы И.С. Кона [1; 2], О. Маланцева [3], О.А. Мальцевой [4], Г.С. Семенова [8].

Заметим, что причинами буллинга могут стать абсолютно любые обстоятельства. К примеру, неприязнь, нейтрализация соперника, подчинение лидеру. Успеваемость также сильно влияет на репутацию ученика: чем ниже успеваемость у ученика, тем хуже относятся к нему его сверстники.

Ряд ситуативных причин также может спровоцировать агрессивные проявления, а именно: оценка ребенка другими людьми, враждебность, желание возмездия [10, с.135]. Иначе говоря, мотивы буллинга – это всегда зависть, месть, самоутверждение, а также удовлетворение садистских потребностей.

Последствия школьного буллинга ужасны для его жертвы: ребенок, подвергнувшийся жестокости от своих же сверстников, становится изгоем, у него появляется социофобия (боязнь общества), падает самоуважение, возможен суицид.

Социально-психолого-педагогическая профилактика буллинга состоит в деятельности по его предотвращению или удержанию на социально приемлемом уровне через ликвидацию или нейтрализацию причин, его порождающих. Мерами профилактики должны быть:

- педагогические (беседы, кризисная интервенция);

- психологические (тренинги, индивидуальные консультации);

- социальные (общественное осуждение явления).

Чтобы предотвратить буллинг в школе, важно не только владеть методами педагогического наблюдения, вовремя замечая опасные поведенческие проявления учащихся, потенциально склонных к агрессии по отношению к сверстникам, но и принимать действенное участие в предотвращении любых проявлений школьного буллинга. Устранить зарождающиеся конфликты и уменьшить шансы возникновения насилия помогает совместно организованная досуговая, профилактическая, коррекционная, консультационная деятельность педагога дополнительного образования с подростками [7].

Вся эта работа очень важна, поэтому со студенческой скамьи необходимо приобретать глубокие знания по проблеме девиантного поведения подростков, учиться анализировать разнообразные ситуации, своевременно приобретая необходимые общие и профессиональные компетенции [9, с.44-54]. Впоследствии, несомненно, это поможет демонстрировать подросткам конструктивные формы взаимоотношений, проявляя чуткость, внимание к их проблемам. В конечном итоге это будет способствовать искоренению такого уродливого явления, как школьный буллинг.


Библиографическая ссылка

Алиева Ф.Ф. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15285 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674