Для понимания феномена маргинальности и поведения маргинальной личности необходимо дать характеристику сознанию индивидов, находящихся в состоянии маргинальности, которое включает личностную дезорганизацию индивида, возникающую вследствие дискредитации его прежней стабильной структуры опыта (в том числе личного), привычек, ценностей и установок его взаимодействия в социальном кругу.
В данном случае, большей частью речь идет о индивиде, вписанном в общую систему регуляции [1].
В этом комплексе структур, подвергающихся дискредитации важным критерием маргинальности в системе ценностей индивида являются неустойчивость норм и ценностей индивида (переход от нормативно-ценностной системы одной к нормативно-ценностной системе другой социальной группы) [1].
При этом, понятие маргинальной ситуации отождествляется с понятием маргинальности, но обратим внимание, на то, что маргинальная ситуация подразумевает рассмотрение конкретного происшествия в определенный момент времени, который изучается как срез социального, культурного и исторического пластов, позволяющий конкретизировать и более детально исследовать причины, суть и последствия конкретной ситуации.
Маргинальная ситуация является частным случаем вышеописанной пограничной ситуации, которая рассматривается как следствие нахождения человека в маргинальном статусе. Выделяются два основных подхода к рассмотрению маргинальной ситуации:
Макроподход (маргинальная ситуация рассматривается как стечение объективных обстоятельств). Макроподход предполагает обязательное влияние внешних обстоятельств на создание маргинальной ситуации.
Микроподход (маргинальная ситуация рассматривается в представлении человека, в единичном случае, как следствие событий в человеческой жизни). Микроподход трактует личное отношение и поведение самого человека к себе и к возникшей ситуации.
Таким образом, можно сказать, что маргинальность – это явление многогранное, поэтому и классификацию маргинальных ситуаций выделяют по нескольким основаниям, примерами которых могут служить: количество субъектов маргинальной ситуации (групповая и индивидуальная); степень осознанности (сознательные или бессознательные); добровольность (вынужденная или спровоцированная извне); причина маргинальности; нормы; традиции; культура; социальный статус; экономическое положение; биологические особенности и т.д.
Маргинальная ситуация возникает на рубеже несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. В то же время она бывает источником нового восприятия и осмысления общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
Исследователи выделяют следующие характеристики маргинальной ситуации:
- промежуточность, окраинность, пограничность положения индивида;
- погруженность индивида в процесс переходности (явление транзиции) или в контекст смены социокультурных парадигм, которая характеризуется дезадаптацией;
- феномен психологической «двойной» адаптации, когда индивид оказывается «между двумя местами или сразу в двух местах».
Маргинальность может проявляться в следующих формах: девиации – либо оказывается деструктивной для самих членов подобного общества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия и неуправляемых действий; интеграции – завоевываются сильные социальные позиции.
Исследователи выделяют следующие типы маргинальности: культурную маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция); маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.); структурную маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).
Социальная связь является не простой совокупностью разного рода отношений, а представляет собой некую «организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию». Потеря социальных связей предполагает выпадение человека из этой стройной системы. А главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей [2].
Структура социальных связей маргинала отличается малочисленностью (скудностью) социальных субъектов и хрупкостью. Обычно такая структура характерна для безработных, больных, страдающих хроническими заболеваниями, тяжелобольных, беженцев, мигрантов, нищих, бомжей и заключенных, т.е. тех, кого принято относить к категории социально неблагополучных граждан.
Но стоит отметить одну характерную особенность маргинала – осознанность маргинальной ситуации и целенаправленное обрывание социальных связей и отношений по причине несовпадения основополагающих жизненных принципов.
Кроме потери или деформации социальных связей, к признакам маргинала еще следует отнести нарушение социальной адаптации.
Также к признакам маргинальности относятся:
- снижение уровня социальной (гражданской, политической) активности;
- отрицание или трансформация традиционной системы норм и ценностей, целей или же формирование новых;
- выход из производственной сферы;
- психосоматические трансформации: апатия, ощущение безвыходности;
- смена социальной группы (вплоть до перехода в категорию «социальное дно»), социальных ролей;
- возможна попытка противодействия существующей системе посредством вступления в контркультуру и т.д.
Процесс маргинализации осуществляется двумя способами: 1) через потерю (чего-либо) к осознанию маргинальности и 2) через осознание к отрицанию – потере.
Можно выделить два способа формирования маргинальной личности: 1) извне (общество не принимает человека, навязывает ему определенную социальную роль); 2) изнутри (осознание индивидом собственной инаковости). Самоидентификация маргинала основывается на чувстве собственного несоответствия «норме».
Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Маргинальность не является автономным состоянием, это результат конфликта с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.
Библиографическая ссылка
Абдуева Г.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДА ЧЕРЕЗ МАРГИНАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15256 (дата обращения: 21.11.2024).