Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИМИДЖ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Богатырева С.Ю. 1
1 Волгоградский государственный университет

Семья как социальный институт является основой общества. На современном этапе развития российского общества функционирование института семьи подвержено модернизации. Современная семья по сравнению с традиционной приобрела совершенно иной вид: семья стала малодетной, нуклеарной; обязанности в семье выполняются совместно супругами; возраст вступления в первый брак увеличился. Так на развитие института семьи влияют многочисленные факторы, такие как экономические, политические, культурные. Но среди этих факторов можно выделить фактор – это влияние медиапродукции средств массовой информации на функционирование института семьи. Так основным транслятором брачно-семейных отношений являются СМИ, а именно медиапродукция. Имидж брачно-семейных отношений, который представлен в медиапродукции, во многом определяет актуальные формы брачно-семейного поведения населения, особенно молодежи. Так развитие института семьи непосредственно связано с молодежью как социальной группой, так как у молодежи полноценно не сформированы брачно-семейные установки, и молодежь является основой развития общества. Именно через медиапродукцию происходит воздействие на брачно-семейные установки. Транслируемые брачно-семейные отношения в медиапродукции создают типизированные образы-эталоны семьи и брака, которые оказывают воздействие на сознание человека. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, которые убедительно транслируются в медиапродукции как положительный стереотип образа жизни. Вследствие этого, молодежь пытается воспроизвести эти типизированные образцы брачно-семейных отношений в своем поведении. Однако в современной медиапродукции представлены различные виды брачно-семейных отношений, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на сознание индивида. От того, какой имидж брачно-семейных отношений представлен в медиапродукции, и определяет в некоторой степени функционирование института семьи. А, следовательно, проблема данное исследование заключается в том, какой имидж брачно-семейных отношений формирует современная медиапродукция в России.

Объектом исследования послужили: респонденты – молодежь в возрасте от 16 до 35 лет, проживающая на территории Волгоградской области.

Предмет исследования. Имидж брачно-семейных отношений.

Цель исследования. Изучить представления респондентов об институте семьи и брака в современной российских СМИ.

В исследовании приняло участие 81 человек в возрасте от 16 до 35 лет, где 30,9 % мужчины и 69,1 % женщины. Нами были выявлены представления молодежи о функционировании института семьи и брака. В результате исследования было выявлено:

1. В начале исследования респондентам был задан вопрос «Чем лично для Вас представляется юридическая регистрация брака (при этом не важно, состоите ли вы в браке или нет)?» В результате большинство респондентов 63 % считают, что юридическая регистрация брака это появление ответственности за свою семью, своих близких. Но еще немало важным, по-нашему мнению, является, что молодежь представляет себе юридическую регистрацию брака как начало деторождения. Так 40 % респондентов поддерживают это мнение.

2. В вопросе о брачном возрасте для мужчин наблюдает достаточное единодушие. Так большинство респондентов 40, 7 % считают, что брачный возраст для вступления в первый брак для мужчины является 25 лет. Количество респондентов рекомендующих молодым юношам вступать в брак в возрасте от 16 до 20 лет очень мало (24,7 %). Но в вопросе о брачном возрасте для женщин мнение разделилось, но, однако наблюдается следующие распределения. Так большинство респондентов 79,1 % считают, что брачный возраст для вступления в первый брак для женщин должен быть не ранее 21 года и не позднее 25 лет.

3. В ходе исследования по вопросу должны ли обязанности в семье распределять, мнение среди молодежи разошлось. Однако 39,2 %, где 12,7 % мужчины и 26,6 % женщины, считают что обязанности, скорее всего, должны распределять между супругами, и 12,3 % – должны полностью распределяться. Это показывает историческую традицию, что в семье обязанности должны быть «мужскими» и «женскими». Это одна группа респондентов. Другая группа считает, где 18,5 % – обязанности скорее не должны распределять на мужские и женские, а 19,8 % – обязанности не должны распределять между супругами, а должны выполняться совместно. Эта группа поддерживает современный тип семьи, где все должно быть наравне. Однако мы наблюдаем, что тех, кто поддерживает традиционное распределение обязанностей чуть больше. Это означает, что все же в сознании коренится представление о традиционной семье. Но для того, чтобы понять какие обязанности кто должен выполнять нами был задан вопрос. В результате исследования выявлено, что такие обязанности как: обеспечение материального благополучия – 77,8 %, распределение семейного бюджета – 75,3 %, воспитание детей – 97,5 %, организация семейного досуга – 86,4 % должны выполняться совместно супругами. Только мнение молодежи разошлось в одной из обязанностей это хозяйственно-бытовые обязанности – так 55,6 % считают, что должна эта обязанности выполняться совместно, а 44,4 % считают, это прямая обязанность женщины.

4. Мы выявили представление молодежи о распределении обязанностей, но теперь необходимо понять представление о главе семьи. Так в этом вопросе мнение молодежи разошлось. Можно выделить 2 группы мнений: 1 группа– 43,2 % считает, что мужчина является главой семьи. Эта группа отражает представление о традиционной семье. 2 группа – 45,7 % считают, что в семье должно царить равноправие. Эта группа отражает представление о современной семье. Все это означает, что у современной молодежи нет общего единственного представления о главе семьи. Но при этом закоренелому патриархату, который настолько глубоко сидит в сознании, противостоит равноправие в семье. И кто победит в этой борьбе покажет только время.

5. Молодые люди обоих полов не собираются дискутировать по вопросу местожительства супругов. О том, что они должны жить отдельно декларируют 94,1 % всех опрошенных. Это означает, что в дальнейшем молодежь планирует нуклеарную семью.

Представление молодежи об имидже брачно-семейных отношений в СМИ. Респондентам был задан вопрос о том, как они оценивают внимание теме семьи и брака в различных видах средств массовой информации, таких как радио, телевидение, пресса и интернет.(см.диаграмма 23.) В результате исследования было установлено, что достаточно внимания теме семьи и брака уделяется в сети Интернет (44,4 %), вполне достаточно уделяется в телевидение(40,7 %) и прессе (30,9 %). Так же в зависимости от брачно-семейных отношений респондентов получается аналогичная картина. Так 11,1 % респондентов от 25,9 %, которые состоят в юридическом браке, и 8,6 % от 18,5 %, которые проживают в гражданском браке, считают, что в сети Интернет достаточно внимания проблематике семьи и брака. А 12,3 % респондентов от 25,9 %, которые состоят в юридическом браке, и 11,1 % от 18,5 %, которые проживают в гражданском браке, считают, что в телевидение достаточно внимания теме брачно-семейных отношений.

Это означает, что брачно-семейные отношения достаточно внимания уделяется современными СМИ, но какой имидж семьи и брака демонстрирует СМИ.

Респонденты считают, что некоторые брачно-семейные отношения СМИ показывает с положительной стороны: юридический брак – 46, 9 %; многодетная семья – 37 %; семья с 1-2 детьми – 44,4 %; семья с приемным ребенком – 45,7 %; полная семья – 63 %; нуклеарная семья – 38,3 %; расширенная семья – 37 %; уважение к старшим – 54,3 %; совместные обязанности – 49, 4 %; мужчина обеспечивает семью, а женщина занимается домашними делами – 35,8 %.

Однако по распределению ответов респондентов заметно, что некоторые брачно-семейные отношения представлены положительнее, чем другие. Так семья с 1-2 ребенком представлена положительнее, чем многодетная семья. Это говорит о том, что семья с 1-2 детьми транслируется как лучший эталон числа детей в современной семье. Так это и с обязанностями в семье. Образ совместных обязанностей в семейной жизни показывается как наиболее подходящий стандарт распределения семейных обязанностей. Так же с нуклеарной семье. В незначительной степени она представлена наилучший образом.

Но кроме положительных образов института семьи и брака в СМИ, имеется и отрицательные эталоны:

Женщина обеспечивает семью, а мужчина занимается домашними делами. – 35,8 %

Неполная семья – 30,9 %

Эти образцы семейной жизни представлены скорее отрицательно в СМИ. Возможно, это связанно с реализацией семейной политики, которая нацелена, чтобы были полные семьи и на традиционное распределение ролей.

Но кроме положительных и отрицательных стандартов брачно-семейных отношений в СМИ имеются и нейтральные: гражданский брак – 40,7 %; церковный брак – 48,1 %; бездетная семья – 40,7 %. Данные брачно-семейные отношения показывают нейтральным образом вследствие того, что например, гражданский брак является сейчас распространенной формой, и если бы он был представлен негативно, это не

Исходя из результатов исследования, получается, что, если сравнить полученные ранее представления о брачно-семейных отношениях и положительный имидж семьи и брака в СМИ, то получается, эти представления идентичный. Следовательно, можно предположить, что СМИ транслирует положительный эталон тех или иных брачно-семейных отношений, который с полным успехом транслируется в сознании молодежи.


Библиографическая ссылка

Богатырева С.Ю. ИМИДЖ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15200 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674