Высшее образование в своем сравнительно недавнем прошлом было ориентировано на подготовку узкопрофессиональных специалистов. Однако реалии сегодняшнего дня ставят на первое место не знания, умения и навыки, а способность выпускников вузов быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям профессиональной деятельности и окружающей среды. С этой точки зрения проблема практической направленности обучения становится одной из важнейших в условиях совершенствования высшего образования.
Для осуществления полноценной подготовки профессионального специалиста-химика, быстро адаптирующегося к меняющимся условиям, лабораторные и практические занятия играют наиболее важную роль. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную и практическую деятельность студентов. Активная экспериментальная познавательная деятельность дает им возможность проникнуть в суть химических явлений. Справедливы слова: «... умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а так же выполнять наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнять правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – всё это воспитывает самостоятельность деятельности учащихся».
Несмотря на большое количество работ, раскрывающих роль практических и лабораторных работ в формировании и подготовке высококвалифицированного специалиста, недостаточно раскрытой остается взаимосвязь методических приемов и средств, использующихся для реализации этой задачи. Преподаватели химии факультета химии, биологии и биотехнологии Северо-Осетинского государственного университета (СОГУ), работая в этом направлении, совершенствуют старые и находят новые методические приемы, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата). При этом предполагается:
- определение трудностей в освоении теоретических знаний, коррекция экспериментальных умений и навыков студентов;
- формирование обобщенных знаний и общих экспериментальных умений студентов, усвоение правил работы в лаборатории;
- развитие исследовательских умений и навыков, связанных с анализом и синтезом веществ, конструированием приборов и установок, освоением доступных для университета методов научно – исследовательской работы.
Библиографическая ссылка
Кодзасова С.А., Бигаева И.М. ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15102 (дата обращения: 08.12.2024).