Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ МОТОРЕСУРСА ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА ЕЕ НАДЕЖНОСТЬ

Абдуллаев К.Ф. 1 Свиридов Е.В. 2
1 Пермский военный институт внутренних войск МВД России
2 Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Способность военной и специальной техники (ВСТ) сохранять свои качества в процессе длительной эксплуатации определяется ее надежностью. Существенное влияние на надежность оказывает старение материалов и износ деталей, что приводит к ее снижению и росту параметров потока отказов. Одним из основных факторов, влияющих на надежность ВСТ, является величина моторесурса двигателя.

В связи с этим при принятии решения о продлении сроков эксплуатации необходимо определить совокупность организационно-технических мероприятий, обеспечивающих, требуемое значение обобщенного показателя надежности объекта R.

К техническим мероприятиям относятся работы по замене приборов и узлов, выработавших технический ресурс или обуславливающих наибольший процент параметра прироста отказов из-за протекающих процессов старения. Однако в настоящее время доработки, направленные на повышение надежности ВСТ, ведутся в недостаточном объеме.

Двигатель ВСТ является одним из наиболее важных элементов, т.к. он обеспечивает ее подвижность и автономность, исправность и готовность к использованию.

Опыт эксплуатации автомобильной (АТ) показал, что в течение года среди всех неисправностей отказы двигателя составляют от 41 до 54 %. Из них 51 % – из-за эксплуатации за пределами гарантийных сроков и дефектов. Дефекты составляют от 15 до 22 %. За период с 2010 по 2015 годы неисправности двигателей составили 27 %.

Таким образом, двигатель является наименее надежной системой. В то же время, он существенно влияет на обобщенный показатель надежности R, который имеет вид:

R=P(tс)КГР(tз)P(tп)P(tпл), (1)

где Р(tс) – вероятность доведения решения на выполнение задачи за время tс; КГ – показатель технической готовности; Р(tз) – вероятность выполнения задачи за время tлс; Р(tп) – вероятность выполнения своих функций подвижным составом ВСТ за время tп; Р(tпл) – вероятность выполнения функции в течение времени tпл применения спецоборудования.

Из этого выражения видно, что обобщенный показатель надежности отражает потенциальную, заложенную при проектировании, опытной отработке и производстве ВСТ надежность в различных режимах функционирования, а также совершенство системы эксплуатации, позволяющей в большей или меньшей степени реализовывать практически заложенные в нем потенциальные возможности.

Надежность двигателя влияет на величину обобщенного показателя надежности R через такие частные показатели, как КБГ, Р(tп).

В процессе эксплуатации при отказах элементов любая система, в том числе и двигатель, может находиться в одном из конечного множества несовместимых состояний Хr∈Х, которое характеризуется некоторым значением условной вероятности Рi(t) выполнения функций системой.

Отказы системы возникают в случайные моменты времени. Система будет считаться отказавшей, если значения ее выходных элементов Yj, соответствующих состоянию Хi, будут принадлежать некоторой области Стg допустимых значений.

Вероятность

Рi(t) = P(Yi∈Стg) (2)

определяет вероятность безотказной работы системы при условии, что реализовалось некоторое количество отказов ее элементов. Вероятность Рi(t) позволяет оценить степень влияния отказов отдельных элементов на уровень ее надежности.

Вероятность Р нахождения системы в работоспособном состоянии R будет иметь вид:

Р(R) = Pj(Xi∈Стg)Рi(t), (3)

где Pj(Xi) – вероятность нахождения j-го элемента в работоспособном состоянии, если система находится в состоянии Xi.

Таким образом, структурный анализ надежности системы сводится к формированию множества несовместимых состояний системы Х и определению вероятностей множества Рi(t) для элементов этого множества.

Ввиду того, что опыт эксплуатации АТ показывает, что двигатель – наименее надежная система, то, опираясь на неравенство Буля, можно утверждать, что

R ≤ Рсу(Тэ), (4)

где Рсу(Тэ) – вероятность безотказной работы двигателя в течение периода эксплуатации Тэ.

Следовательно, чтобы обеспечить необходимую величину обобщенного показателя надежности, необходимо резервирование и большое количество запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП), что приводит к значительным затратам на эксплуатацию технологического оборудования и подвижного состава ВСТ.

Интенсивность отказов двигателей lсу(t) равна:

fct1.wmf, (5)

где k – количество подсистем; λi(t) – интенсивность отказов i-й подсистемы.

Таким образом, увеличение моторесурса двигателей АТ является важным средством повышения уровня ее надежности.

Среди неисправностей двигателя наиболее сложными и требующими больших временных и материальных затрат являются неисправности топливных насосов высокого давления (ТНВД), связанные с нарушениями в работе насосных прецизионных элементов (НПЭ). Поэтому НПЭ во многом определяют ресурс агрегата, а значит, и параметр потока отказов двигателей.

Интенсивность отказов НПЭ имеет вид:

fct2.wmf, (6)

где ωc(t) – эффективная частота процесса; vгр – граничное значение параметра; mv(t) – математическое ожидание текущего значения параметра; σv(t) – среднеквадратическое отклонение процесса.

Процесс изнашивания в пределах нормальной эксплуатации по исследованиям Лоренца всегда может рассматриваться как линейная закономерность. Поэтому параметры, определяющие lнпэ(t) будут иметь вид:

mv(t)=mvo+(t – to)m*v; (7)

σv(t)=(t – to)s*v, (8)

где mvo – математическое ожидание значение параметра v в момент времени to; m*v – скорость изменения параметра v; s*v – математическое ожидание скорости изменения параметра v.

Определив допустимую величину интенсивности отказов НПЭ можно определить требуемый моторесурс силовой установки Тмрс.

Для компенсации возможных существенных потерь КГ необходимо иметь резервные агрегаты в количестве ?N взамен отправленных в ремонт. Величина ?N определяется из выражения:

?N = NDКГ/КГ, (9)

где N – количество случаев отправки в ремонт; DКГ – величина возможного снижения КБГ.

DКГ = tрем/Тэ, (10)

где tрем – продолжительность ремонта; Тэ – период эксплуатации.

?N=Ntрем/(ТэКГ). (11)

Необходимость наличия резервных агрегатов увеличивает эксплуатационные расходы Сэ на величину DСэ:

DСэ = (Cn + ТэС*э)Ntрем/ТэКГ, (12)

где Cn – себестоимость одного агрегата; С*э – средние удельные затраты на эксплуатацию одного агрегата в течение года.

В двигателе величина моторесурса во многом определяется состоянием ТНВД. В силу недостаточного финансового обеспечения в период выхода за гарантийный ресурс, возможно и экономически целесообразно поддерживать требуемую надежность двигателей путем замены узлов ТНВД, выработавших свой технический ресурс, на модернизированные и имеющие больший моторесурс, нежели ранее использовавшиеся.

Исходя из этого условия, задача исследования заключается в выборе варианта проекта узла ТНВД, позволяющего повысить моторесурс двигателя. Предположим, что качество выбранного варианта проекта повышения моторесурса ТНВД оценивается скалярным критерием F(x), состояние и характеристики проектируемого узла – вектор-функцией m(a, e), через a обозначим вектор проектных решений, определяющих в условиях неполной информации структуру и отдельные параметры проектируемого узла. Этот вектор подлежит выбору в процессе принятия решения.

Выбор элемента α∈A дает множество возможных состояний:

ха(Е) = {ха|ха = m(a, e), ε∈Е}. (13)

Каждому из состояний проектируемого узла и каждому набору его характеристик из числа хα∈Хa(E) соответствует некоторое значение критерия F(хa), имеющаяся информация позволяет в этом случае говорить лишь о том, что в результате проведенного выбора, значение скалярного критерия, оценивающего качество варианта проекта, при условии, что выбран элемент α∈A, и что ха=m(a, e), а ε∈E, будет не хуже fct3.wmf.

Вычисление fct4.wmf сводится к следующему: каждому α∈A ставится в соответствие результат F(Za), Za = m(a, εа). Элемент εа вычисляется согласно соотношению:

fct5.wmf. (14)

Задача выбора рационального варианта будет формулироваться в рассматриваемом случае так: найти такой вариант проектного решения α∈A, который доставит максимум функций F(Za).

В этом случае для решения задачи рационального выбора проектного решения в условиях неполной информации необходимо отыскать решение оптимальной модели.

Таким образом, совершенствование НПЭ, направленное на увеличение их моторесурса, может привести к значительному увеличению надежности ТНВД и двигателя в целом.


Библиографическая ссылка

Абдуллаев К.Ф., Свиридов Е.В. К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ МОТОРЕСУРСА ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА ЕЕ НАДЕЖНОСТЬ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14856 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674