Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ ШКОЛЫ)

Нгуен З.Н. 1 Куликова Т.И. 1
1 Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества, переживающего ситуацию социально-политического и экономического кризиса, – формирование и развитие лидерских качеств подрастающего поколения. С решением данной проблемы связываются надежды на прогресс общества, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современном понимании. Особая роль в решении этих задач отводится современной системе образования, которой нужны новые психолого-педагогические подходы к процессу формирования лидерских качеств обучающихся. Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Авторы рассматривают и анализируют роль образовательной среды с учетом ее социально-культурных особенностей в формировании лидерских качеств младших школьников на примере российской и вьетнамской школы.
лидер
лидерские качества
младший школьник
образовательная среда.

1.         Андреева Г.М. Социальная психология. М.: «АСПЕКТ ПРЕСС», 2008.

2. Воспитание молодежи на примере политических лидеров Вьетнама // Сборник научных трудов МГПУ.  М., 1999.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1974. 

4.  Pham Minh H?c. Tâm Lý h?c dân t?c. H., Nxb ??i h?c qu?c gia Hà N?i, 2004.

5. Nguy?n  K?  Hào ( Ch? biên) & Nguy?n Quang U?n (2009). Giáo trình tâm lí h?c l?a tu?i và tâm lý h?c s? ph?m, Nxb ??i h?c Qu?c gia Hà N?i, 2012.

Развитие лидерских качеств во многом зависит от социальной среды. Лидерская  устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия  человека с другими людьми. Обладая  творческим потенциалом и сильным характером, человек-лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных  событий,  которые преобразуют окружающую действительность. Лидер не останавливается на достигнутом, подчиняя свою и  чужую  волю,  добивается  поставленной  цели.

Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе.  Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся начальной школы бывает в большей степени ошибочным, чем у подростков и юношей. В то же время роль ведущего в деятельности младшие школьники принимают в большинстве случаев всей группой, что выражает их неумение реально оценивать свои возможности. Младшие школьники ориентированы на действие, на активность, но неадекватная самооценка нередко становится причиной их собственных неудач в выполнении роли лидера. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств.

Система образования в различных государствах несет на себе характерные национальные черты, отпечаток культурных традиций. Еще К.Д. Ушинский, много внимания уделивший обоснованию и разработке идеалов национального образования, замечал, что у каждого народа есть своя национальная система воспитания. К.Д. Ушинский пишет: «Основания воспитания и цель его, следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются национальным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому» [3, с. 157].

Личность младшего школьника формируется в условиях организованной системы образования. В России и во Вьетнаме определяются влиянием культуры и особенностьями системы образования. Дети получают обязательное бесплатное образование в начальной школе. В обеих странах это государственные учреждения, имеющие соответствующие программы обучения и придерживающиеся пятидневной учебной недели.

В России существует несколько разных программ обучения в начальной школе. Территориально российская начальная школа включена в состав образовательной организации, наряду со средней и старшей школами. Таким образом, прослеживается принцип преемственности образования и воспитания. Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. Среднее количество учащихся в классе российской школы составляет 25 учеников. Учитель в начальной школе курирует детей все четыре года обучения. Дети привыкают к нему, он знает учеников и их характер.

В России наиболее важными являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ребят. Очень ценны мероприятия, проводимые совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так и их родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры. Такая воспитательная работа способствует саморазвитию, самовоспитанию, самореализации каждого ребенка.

В отличие от российской школы, вьетнамская – это отдельная организация, со своим зданием и образовательной инфраструктурой. Во вьетнамской школе период начального обучения больше, он составляет пять лет: с первого по пятый класс. В условиях Вьетнамской школы дети обучаются по единой государственной программе. Во Вьетнамской школе среднее количество учащихся в классе составляет 55 - 60 учеников. Здесь каждый год сменяется учитель, который является классным руководителем класса. Таким образом, дети учатся адаптироваться к разным стилям взаимодействия учителя.

Большое количество учеников не даёт учителю возможности уделить достаточно внимания каждому ребенку, что ведет к выделению среди одноклассников «звёзд», которые могут частично перенять на себя некоторые функции учителя – помогать отстающим одноклассникам в учёбе, поддерживать дисциплину и порядок в классе. Именно эта принципиальная разница в организации начального образования во Вьетнаме диктует отличную от российской школы организацию детского коллектива. Классному руководителю требуется помощник в лице старосты класса, которому, в свою очередь, помогают два заместителя – по учебе и по классной жизни. Кроме того, что класс делится на 5 групп, у каждой группы есть своя «звезда», лидер. Задача «звезды» заключается в том, чтобы следить за успехами и неудачами 12 –ти учеников своей группы, вести статистику, чтобы для учителя была понятна картина успеваемости или успешности в этой группе [2].

Во Вьетнаме под лидерством понимается активность человека, оказывающего влияние на класс: помощь на перемене, участие в проведении классных часов, динамических пауз, прогулок. Для лидера значима не столько хорошая учеба, сколько дружелюбие, активность, самостоятельность и дисциплинированность. Важны навыки взаимопонимания и организации детей. Особенность Вьетнамской школы в развитии лидерских качеств проявляется в том, что каждый человек, проявивший высокую активность, ответственность и трудолюбие, может стать старостой в новом семестре. Таким образом, у детей формируется мотивация к саморазвитию, к участию в классной жизни и проявлению активности [4; 5].

Проанализировав особенности организации процесса начального образования и влияния особенностей детских школьных коллективов, можно предположить, что образовательная среда вьетнамской школы способствует раннему формированию лидерских качеств. У вьетнамских учеников формируется опыт формального и неформального общения в малом коллективе, состоящем из 12 человек. Одновременно с тем, что каждый ученик имеет возможность стать лидером в классе, у детей развивается умение выстраивать взаимодействие и с новым значимым взрослым, и с новым старостой и его заместителями.

Благодаря организованной и системной работе по рефлексии своих успехов, поведения, достижений, у учеников Вьетнама формируются важнейшие волевые качества, такие как целеустремленность, упорство, настойчивость и ответственность. С учетом национального этического предпочтения «сначала этика поведения…», поведение регулируется осознанно, волевым способом, воспитывается послушание, которое, в отличие от российской стратегии «быть первым, быть победителем», способствует лидерству нравственному и интеллектуальному. Главное положительное качество для подрастающего поколения – «ngoan», что означает «спокойный», «послушный», «молодец», «старательный». Послушность во Вьетнаме ценится куда выше самостоятельности, а фантазии, по крайней мере, в деревенских семьях, пресекаются: «Не выдумывай, не ври». Здесь не учат детей «кто не успел – тот опоздал», «в жизни нужно крутиться», наоборот, постоянно одергивают – «все надо делать потихоньку», «кто торопится – у того много хлопот». Если учесть ценность образования во Вьетнаме, можно предположить, что вьетнамская начальная школа формирует рефлексирующих интеллектуальных волевых стратегов. В начальной школе есть условия для системного приобретения опыта лидерства малой группой, классом, во время соревнований и тд.

Российская школа, не имея подобной организации детского коллектива, предоставляет опыт лидерского поведения на уровне старосты класса, капитана команды во время спортивных соревнований, игровых и творческих состязаниях. Сущность лидерских качеств обусловлена спецификой организации мотивообразующих условий деятельности, направленной на включение ребенка в самоценную активность и социально-значимые отношения.

В 4 классе волевые качества направлены на усвоение способов управления учебной деятельностью, поведением и овладением собой, предложенные взрослыми; уровень их развития обеспечивает обучение в начальной школе, что проявляется в тесной взаимосвязи двух компонентов – волевого и интеллектуального; волевой компонент обеспечивает усвоение способов преодоления трудностей, а интеллектуальный – усвоение способов учебной деятельности. К ключевым качествам лидера относятся следующие качества: предвидение, мотивация, чувствительность, гибкость в поведении [1].

Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравится быть в роли победителя. Необходимо научить ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.

Вопрос об особенностях развития и формирования   лидерских качеств на примере Российской и Вьетнамской школ интересен тем, что позволит найти и использовать уникальные национальные стратегии или их сочетание для формирования личности новых лидеров дружественных стран.


Библиографическая ссылка

Нгуен З.Н., Куликова Т.И. РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ ШКОЛЫ) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14340 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674