Развитие лидерских качеств во многом зависит от социальной среды. Лидерская устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми. Обладая творческим потенциалом и сильным характером, человек-лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных событий, которые преобразуют окружающую действительность. Лидер не останавливается на достигнутом, подчиняя свою и чужую волю, добивается поставленной цели.
Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся начальной школы бывает в большей степени ошибочным, чем у подростков и юношей. В то же время роль ведущего в деятельности младшие школьники принимают в большинстве случаев всей группой, что выражает их неумение реально оценивать свои возможности. Младшие школьники ориентированы на действие, на активность, но неадекватная самооценка нередко становится причиной их собственных неудач в выполнении роли лидера. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств.
Система образования в различных государствах несет на себе характерные национальные черты, отпечаток культурных традиций. Еще К.Д. Ушинский, много внимания уделивший обоснованию и разработке идеалов национального образования, замечал, что у каждого народа есть своя национальная система воспитания. К.Д. Ушинский пишет: «Основания воспитания и цель его, следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются национальным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому» [3, с. 157].
Личность младшего школьника формируется в условиях организованной системы образования. В России и во Вьетнаме определяются влиянием культуры и особенностьями системы образования. Дети получают обязательное бесплатное образование в начальной школе. В обеих странах это государственные учреждения, имеющие соответствующие программы обучения и придерживающиеся пятидневной учебной недели.
В России существует несколько разных программ обучения в начальной школе. Территориально российская начальная школа включена в состав образовательной организации, наряду со средней и старшей школами. Таким образом, прослеживается принцип преемственности образования и воспитания. Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. Среднее количество учащихся в классе российской школы составляет 25 учеников. Учитель в начальной школе курирует детей все четыре года обучения. Дети привыкают к нему, он знает учеников и их характер.
В России наиболее важными являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ребят. Очень ценны мероприятия, проводимые совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так и их родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры. Такая воспитательная работа способствует саморазвитию, самовоспитанию, самореализации каждого ребенка.
В отличие от российской школы, вьетнамская – это отдельная организация, со своим зданием и образовательной инфраструктурой. Во вьетнамской школе период начального обучения больше, он составляет пять лет: с первого по пятый класс. В условиях Вьетнамской школы дети обучаются по единой государственной программе. Во Вьетнамской школе среднее количество учащихся в классе составляет 55 - 60 учеников. Здесь каждый год сменяется учитель, который является классным руководителем класса. Таким образом, дети учатся адаптироваться к разным стилям взаимодействия учителя.
Большое количество учеников не даёт учителю возможности уделить достаточно внимания каждому ребенку, что ведет к выделению среди одноклассников «звёзд», которые могут частично перенять на себя некоторые функции учителя – помогать отстающим одноклассникам в учёбе, поддерживать дисциплину и порядок в классе. Именно эта принципиальная разница в организации начального образования во Вьетнаме диктует отличную от российской школы организацию детского коллектива. Классному руководителю требуется помощник в лице старосты класса, которому, в свою очередь, помогают два заместителя – по учебе и по классной жизни. Кроме того, что класс делится на 5 групп, у каждой группы есть своя «звезда», лидер. Задача «звезды» заключается в том, чтобы следить за успехами и неудачами 12 –ти учеников своей группы, вести статистику, чтобы для учителя была понятна картина успеваемости или успешности в этой группе [2].
Во Вьетнаме под лидерством понимается активность человека, оказывающего влияние на класс: помощь на перемене, участие в проведении классных часов, динамических пауз, прогулок. Для лидера значима не столько хорошая учеба, сколько дружелюбие, активность, самостоятельность и дисциплинированность. Важны навыки взаимопонимания и организации детей. Особенность Вьетнамской школы в развитии лидерских качеств проявляется в том, что каждый человек, проявивший высокую активность, ответственность и трудолюбие, может стать старостой в новом семестре. Таким образом, у детей формируется мотивация к саморазвитию, к участию в классной жизни и проявлению активности [4; 5].
Проанализировав особенности организации процесса начального образования и влияния особенностей детских школьных коллективов, можно предположить, что образовательная среда вьетнамской школы способствует раннему формированию лидерских качеств. У вьетнамских учеников формируется опыт формального и неформального общения в малом коллективе, состоящем из 12 человек. Одновременно с тем, что каждый ученик имеет возможность стать лидером в классе, у детей развивается умение выстраивать взаимодействие и с новым значимым взрослым, и с новым старостой и его заместителями.
Благодаря организованной и системной работе по рефлексии своих успехов, поведения, достижений, у учеников Вьетнама формируются важнейшие волевые качества, такие как целеустремленность, упорство, настойчивость и ответственность. С учетом национального этического предпочтения «сначала этика поведения…», поведение регулируется осознанно, волевым способом, воспитывается послушание, которое, в отличие от российской стратегии «быть первым, быть победителем», способствует лидерству нравственному и интеллектуальному. Главное положительное качество для подрастающего поколения – «ngoan», что означает «спокойный», «послушный», «молодец», «старательный». Послушность во Вьетнаме ценится куда выше самостоятельности, а фантазии, по крайней мере, в деревенских семьях, пресекаются: «Не выдумывай, не ври». Здесь не учат детей «кто не успел – тот опоздал», «в жизни нужно крутиться», наоборот, постоянно одергивают – «все надо делать потихоньку», «кто торопится – у того много хлопот». Если учесть ценность образования во Вьетнаме, можно предположить, что вьетнамская начальная школа формирует рефлексирующих интеллектуальных волевых стратегов. В начальной школе есть условия для системного приобретения опыта лидерства малой группой, классом, во время соревнований и тд.
Российская школа, не имея подобной организации детского коллектива, предоставляет опыт лидерского поведения на уровне старосты класса, капитана команды во время спортивных соревнований, игровых и творческих состязаниях. Сущность лидерских качеств обусловлена спецификой организации мотивообразующих условий деятельности, направленной на включение ребенка в самоценную активность и социально-значимые отношения.
В 4 классе волевые качества направлены на усвоение способов управления учебной деятельностью, поведением и овладением собой, предложенные взрослыми; уровень их развития обеспечивает обучение в начальной школе, что проявляется в тесной взаимосвязи двух компонентов – волевого и интеллектуального; волевой компонент обеспечивает усвоение способов преодоления трудностей, а интеллектуальный – усвоение способов учебной деятельности. К ключевым качествам лидера относятся следующие качества: предвидение, мотивация, чувствительность, гибкость в поведении [1].
Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравится быть в роли победителя. Необходимо научить ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
Вопрос об особенностях развития и формирования лидерских качеств на примере Российской и Вьетнамской школ интересен тем, что позволит найти и использовать уникальные национальные стратегии или их сочетание для формирования личности новых лидеров дружественных стран.