Проблема удовлетворенности браком в современном обществе является одной из самых актуальных проблематик в семейной психологии. Соотношение людей вступивших в брак и разведенных тревожит любого человека, желающего построить свою семью. Неполные семьи и разводы стали нормой в обществе.
Изучением брака и факторов, влияющих на удовлетворенность браком, занимались такие исследователи как: С.И. Голод, В.А. Сысенко, Ю. А. Алешина, В.В. Столин, Т.В. Андреева, Н.Г. Юркевич, Н.Н. Обозов и другие. Обычно принято считать, что на удовлетворенность браком влияют такие факторы, как социально-экономические детерминанты, уровень образования, оценка здоровья, пол, возраст, вступления в брак супругов и другие. Изучением факторов, влияющих на удовлетворенность браком, занимались как отечественные, так зарубежные исследователи, в наиболее систематизированном виде они представлены в модели качества брака, созданной американскими исследователями Р. А. Левисом и Дж. Б. Спэниером.
В настоящие время обнаруживается много кризисных моментов в развитии института семьи: увеличивается количество разводов, неполных семей и матерей одиночек, наблюдается ролевая трансформация супружества, изменяются приоритетные семейные ценности, да и сам брак теряет свою ценность. Для решения этих проблем необходимо изучить процессы, которые происходят в современном браке. Для нас в первую очередь было бы интересно обратиться к факторам, которые объективно заданы, легко дифференцируются и имеют достаточную теоретическую базу для изучения их влияния на удовлетворенность браком. Таким фактором у нас является сиблинговые отношения и общение супругов. Учеными уже было доказано, что порядок рождения во многом определяет пути развития человека, влияет на его характер и стиль жизни. Но не менее важную роль играют отношения между сиблингами, ведь долгое время индивид учился общаться, взаимодействовать и строить отношения именно с братом или сестрой. В семье с сиблингами человек учится договариваться, отстаивать свою точку зрения, адаптироваться и подстраиваться, а так же разрешать конфликты. Весь этот первый опыт, ожидания от общения индивид переносит и в свои супружеские отношения. Именно от этого фактора во многом будут зависеть выбор партнера, супружеские взаимоотношения, степень удовлетворенности браком и другие аспекты семейной сферы. Полученные результаты могут помочь в оптимизации супружеских взаимоотношений при консультировании, а также будут полезны молодым людям для создания крепкой семьи.
Именно поэтому изучение поставленной проблемы актуально на современном этапе развития общества.
Организация исследования.
Метод. Нами было проведено интервью для определения особенностей отношений между сиблингами и супругами. На основе интервью была составлена авторская анкета.
Одним из показателей сиблинговых отношений является характер общения между братьями и сестрами. Для исследования этого аспекта мы выбрали «Методику диагностики сиблингового общения». Предлагаемая методика представляет собой модифицированный вариант методики "Диагностика супружеского общения" (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. Модификация выполнена М.В. Кравцовой. Методика ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения.
Для более полного отражения особенностей отношений между супругами мы решили исследовать супружеское общение. Для реализации этой цели мы использовали методику «Диагностика супружеского общения" (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Целью данной методики является выявление таких характеристик общения, как доверительность, взаимопонимание, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения и психотерапевтичность общения.
Участники исследования. Для выборки мы отобрали 40 исследуемых (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 21 года до 40 лет, которые состоят в браке.
Анализ взаимосвязи сиблингового и супружеского общения. В ходе корреляционного анализа нами была обнаружена достоверная взаимосвязь между доверительностью общения (оценка респондентом себя) (r=0,424) среди сиблингов и доверительностью общения (r=0,342) между супругами. Другими словами, чем больше респондент доверяет своему сиблингу в общении, тем больше он будет доверять своему супругу (е) в браке, причем, так же будет возрастать доверие со стороны супруга(и) к респонденту. В данном случае можно сказать о проекции т.е. если в отношениях с сиблингом доверительное общения то в семейной жизни молодой человек будет ждать того же т.е. совместная жизнь будет также строиться на доверии.
Была обнаружена взаимосвязь между взаимопониманием (оценка респондентом своего сиблинга) (r=0,360) среди сиблингов и доверительностью общения между супругами (оценка респондента себя). Обнаружена взаимосвязь между взаимопониманием среди сиблингами (оценка респондентом своего сиблинга) и взаимопониманием среди супругов (оценка респондента себя) (r=0,340). Другими словами, чем больше сиблинг понимает респондента в общении, тем больше респондент будет доверять, и понимать своего супруга. Это можно объяснить тем, что опыт общения с сиблингом помог сформировать важные навыки и качества, способствующие возникновению взаимопонимания.
Была обнаружена достоверная взаимосвязь между легкостью общения среди сиблингов и доверительностью общения (оценка респондентов себя) (r=0,394). Другими словами, чем легче происходит общение между сиблингами, тем больше респондент доверяет супругу (е) в браке. Если отсутствует скованность и напряженность в общении с сиблингом, то респондент перенесет легкость общения в свою семью, ему будет легко доверить супругу какие то тайны, и он сможет положиться на супруга(у), на основе чего и о будет формироваться доверие в семейной жизни.
Была обнаружена достоверная взаимосвязь между психотерапевтичностью общения среди сиблингов и взаимопониманием среди супругов (оценка респондентов супруга (и)) (r=0,408). Другими словами, чем больше общение с сиблингом является поддерживающим и приносит облегчение респонденту, тем больше респондент будет понимать супруга (у) в браке. Если у человека есть брат или сестра, готовые поддержать в трудных обстоятельствах, выслушать, облегчить и улучшить состояние, то человек будет менее требователен к своему супругу(е), а значит, ему будет хватать взаимопонимания, которое, муж или жена способны передать, супруг будет восприниматься достаточно понимающим и принимающим.
Подводя итог проведенной работе можно сделать следующие выводы:
Оказалось, что действительно существует взаимосвязь между общением с сиблингами и общением между супругами в браке, это легко объясняется тем, что с братьями и сестрами мы часто учимся строить наши первые отношения, мы учимся с ними договариваться, учимся дружить и доверять. Поэтому этот опыт так или иначе влияет на все наши дальнейшие отношения.
Обнаружена взаимосвязь между доверительностью общения (оценка респондентом себя) среди сиблингов и доверительностью общения между супругами. Другими словами, чем больше респондент доверяет своему сиблингу в общении, тем больше он будет доверять своему супругу (е) в браке, причем, так же будет возрастать доверие со стороны супруга(и) к респонденту.
Обнаружена взаимосвязь между взаимопониманием (оценка респондентом своего сиблинга) среди сиблингов и доверительностью общения между супругами (оценка респондента себя). Чем больше сиблинг понимает респондента, тем больше респондент будет доверять и понимать своего супруга.
Обнаружена взаимосвязь между легкостью общения среди сиблингов и доверительностью общения (оценка респондентов себя). Чем легче происходит общение между сиблингами, тем больше респондент доверяет супругу (е) в браке.
Обнаружена взаимосвязь между психотерапевтичностью общения среди сиблингов и взаимопониманием среди супругов (оценка респондентов супруга (и)). Чем больше общение с сиблингом является поддерживающим и приносит облегчение респонденту, тем больше респондент будет понимать супруга (у) в браке.
Библиографическая ссылка
Ускова С.А., Мещеряков М.С., Вознесенская А.В., Филиппова А.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СИБЛИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14335 (дата обращения: 21.11.2024).