ХГД - хроническое, рецидивирующее, склонное к прогрессированию, воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. В последнее десятилетие отмечается значительный его рост, что связывают с увеличением воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, нерациональным питанием, эмоциональными стрессами, гиподинамией [10]. В настоящее время не вызывает сомнения инфекционная природа гастрита [29, 38]. Основным возбудителем считается Heliсobacter pylori [30], хотя некоторые авторы не отрицают роль вируса Эпштейна-Барра в развитии ХГД [3].
Heliсobacter pylori - это спиралевидная грам-отрицательная палочка, имеющая тропность к поверхностному эпителию антрального отдела желудка [1]. Убедительным доказательством ее этиологической роли были опыты с самозаражением первооткрывателя Н.рylori Б. Маршалла и группы американских добровольцев, а также наблюдение за развитием процесса в желудке после самозаражения в течение 2,5 лет профессора Д. Морриса с взятием множественных биопсий в динамике, в результате чего было четко показано развитие хронического гастрита после заражения инфектом [40].
Н.рylori, обладая тропностью к углеводам поверхностного эпителия антрального отдела желудка, первоначально заселяет именно этот отдел, т. е. процесс начинается с развития антрального гастрита, который впоследствии может распространиться как на тело желудка, так и на двенадцатиперстную кишку [26]. Он активно размножается, адгезируется к эпителию и выделяет факторы вирулентности: муциназу, каталазу, фосфолипазу А, уреазу, протеазы, а также токсины - вакуолизирующий и ульцерогенный [41]. Штаммы Н.рylori могут отличаться по токсикогенности, но основным фактором вирулентности можно считать фермент уреазу, которая расщепляет мочевину, всегда присутствующую в некотором количестве в интерстициальной жидкости и секрете желудка [41]. В результате гидролиза мочевины образуется углекислый газ и аммиак, последний может оказывать непосредственное повреждающее действие на эпителий, а также защелачивает среду вокруг микроба, создавая для него оптимальные условия [33]. Повышение рН на поверхности эпителия приводит к нарушению мембранного потенциала, ионному дисбалансу, нарушает активность мембранных ферментов, способствует обратному току Н+ ионов из желудка в клетки, повреждая последние. Защелачивание поверхности эпителия антрального отдела приводит к постоянной стимуляции G-клеток, усилению выработки гастрина и повышению желудочной секреции, т. е. для Н.рylori - ассоциированного гастродуоденита характерна нормальная или повышенная желудочная секреция [8]. В ответ на повреждение хеликобактером эпителия желудка развивается воспалительный процесс различной степени активности, активизируется фагоцитоз, происходит выработка специфических Ig A, G в слизистой оболочке [12]. Однако, не вовлеченность Н.рylori во внутреннюю среду организма не дает возможности иммунным механизмам защиты макроорганизма полностью элиминировать микроб [37].
Течение хеликобактерного поражения органов ЖКТ сопряжено с возникновением и развитием эндогенной интоксикации, которая усугубляется прямо пропорционально длительности болезни. Известно, что одним из механизмов, при помощи которого H. рylori вызывает развитие хронического гастрита, обусловливает процесс накопления токсичных веществ в организме больного [17]. Токсины, в свою очередь, считаются ответственными за возникновение многих патологических эффектов эндогенной интоксикации [33].
Как правило, воздействие любого агрессивного фактора формирует определенный метаболический ответ организма. Одним из таких ответов является развитие иммунной реакции [4, 22]. Первичные процессы повреждения в клетке связаны с изменением свойств ее мембран, что ведет к нарушению клеточного иммунитета [36], с накоплением цитокинов [15, 23, 24], и высоким уровнем антител [25]. Провоспалительные цитокины усугубляют нарушения перекисного гомеостаза [32, 35]. Изменяется обмен между клеткой, интерстициальной жидкостью, эндотелием и содержимым капилляров. Это вызывает нарушение внутриклеточного гомеостаза и приводит к изменениям в окружающей клетку среде: выделению продуктов нарушенного метаболизма (первичных токсинов) и началу процессов местного повреждения в звене транскапиллярного обмена [28]. Нарушаются процессы фильтрации и адсорбции, что обусловливает изменения физико-химического состояния межклеточного вещества, увеличение интерстициального пространства, и, следовательно, приводит к нарушению соотношения между иммунными клетками [27].
У детей с заболеваниями верхних отделов пищеварительного тракта в динамике развития болезни прослеживаются три стадии патофизиологических изменений, характеризующихся различной степенью повреждения клеточных структур, с эндогенной интоксикацией легкой степени, средней и тяжелой. Эндогеннная интоксикация характеризуется высокой активностью ПОЛ, истощением АОЗ накоплением в организме катаболического пула молекул средней массы, продуктов патологического усиленного распада клеток и морфологическими признаками полиорганного поражения [16].
Эти изменения еще более усугубляют расстройства внутриклеточного гомеостаза и сопровождаются выделением большого количества патологических метаболитов [5]. Начинается активный процесс гуморального перемещения токсичных веществ из местного очага с током крови и лимфы по всему организму и дистанционное поражение органов и тканей в зависимости от их резистентности и тропности к тем или иным метаболитам. Когда концентрация вторичных токсинов превышает возможности детоксикационных систем, происходит срыв их компенсации, что сопровождается структурно-метаболическими нарушениями в органах и системах организма [19, 21], уменьшению содержания микроэлементов, .обладающих антиоксидантными свойствами [6, 20].
Процесс из местного превращается в общий, появляются вторичные метаболиты, продукты измененного обмена веществ, вторичные токсины. Процесс приобретает сложный и, независимо от причины интоксикации, универсальный характер, развиваясь аутокаталитически и утрачивая связь с начальным пусковым механизмом. Именно «разбалансировка» жизнедеятельности организма как интегрированой системы вызывает изменения метаболизма, которые приводят к развитию эндогенной интоксикации [13].
Фазы эндогенной интоксикации в зависимости от этиологического первичного фактора имеют различия только во временном интервале и могут протекать как быстро (ожоговый шок, респираторный дистресс-синдром, травматический шок и т.д.), так и более медленно (инфаркт миокарда, тяжелые пневмонии, перитонит, панкреатит и т.д.). Итог зависит от своевременного блокирования очага агрессии в организме и исходного состояния органов детоксикации и выведения токсинов [34].
Доказано, что при гастрите H. pylori вызывает кишечную метаплазию, которая выявляется у 60% больных, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки - у 90%, рецидивирующей язве 12-перстной кишки - у 100% больных. При новообразованиях желудка H. pylori обнаруживают в 60-70% случаев [42].
Выявлена зависимость процессов свободнорадикального окисления от периода полового созревания, с наиболее существенными проявлениями во второй стадии полового развития, что, вероятно, обусловлено нестабильной выработкой гормонов [31]. Определение продуктов липопероксидации в желудочном соке может служить объективным критерием оценки состояния воспалительно-деструктивных процессов. Активация процессов липопероксидации - типового процесса дезинтеграции мембран определяет целесообразность включения антиоксидантов в комплексную терапию [11].
Учитывая вышесказанное, возникла необходимость поиска новых подходов в терапии ХГД у детей. В основу лечения болезней, вызываемых H. рylori, либо ассоциированных с ним, положен принцип эрадикации (полное уничтожение) микроорганизма [9, 14]. Как показал клинический опыт, монотерапия при ХГД у детей - неэффективна [39], поэтому для гибели инфекта необходимо использовать двойные, тройные схемы терапии [18].
Эрадикационная терапия - это лечение антибиотиками, поэтому естественны требования к безопасности и хорошей переносимости этих препаратов. Значительно снижает успешность такой терапии развитие резистентности Helicobacter pylori к антибиотикам. Реально курс терапии антибактериальными препаратами оценивается от 1500 до 2000 рублей без учета расходов на прочие оздоровительные процедуры: физиолечение, стоимость койко-дня и питание больного. Соотношение цена/эффективность складывается в пользу эрадикационных схем, поскольку без их применения стоимость медикаментов приблизительно такая же, но увеличиваются расходы на койко-день и дополнительные лечебные воздействия [27].
Таким образом, выраженная резистентность к антибиотикам, а зачастую их полная непереносимость в связи с аллергизацией детей ставит необходимость поиска новых способов лечения ХГД у детей. Высокая стоимость данных схем вынуждает искать менее дорогостоящие и более эффективные методы лечения заболевания. Использование такой терапии приводит к снижению НР-ассоциированных форм гастритов, но уровень заболеваемости у детей остается высоким.
Библиографическая ссылка
Жаргалова А.Т. ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ И ТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРОДУОДЕНИТА У ДЕТЕЙ (НАУЧНЫЙ ОБЗОР) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14326 (дата обращения: 21.11.2024).