Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОН-ЛАЙН ИГРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Сидельникова М.А. 1
1 Тольяттинский государственный университет
Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных и игровых технологий для активизации познавательного интереса учащихся. Особое значение в настоящее время имеют интерактивные формы обучения, в частности дидактические игры. Использование дидактических он-лайн игр позволяет реализовать различные формы работы с учащимися, предоставляя широкие возможности при планировании занятия для повышения эффективности усвоения знаний и их проверки. Введение в структуру занятия игр с применением Интернет-ресурсов значительно повышает мотивацию детей к обучению. Проведение текущего контроля в форме игры снижает напряженность, которая возникает при проверке знаний. Использование дидактических он-лайн игр и тренажеров позволяет эффективно осуществлять текущий контроль, объективно оценивать знания учащихся, своевременно вносить коррективы в учебный процесс.
он-лайн тренажеры.
дидактические он-лайн игры
текущий контроль
информационно-коммуникационные технологии
игровые технологии
1. Егорова, Л. Н. Формы контроля знаний учащихся [Текст]/Л. Н. Егорова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 65-70
2. Кукушин, В.С., Болдырева-Вараксина, А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
3. Максимова, Н. А., Гаврилова, Т. И. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе [Электронный ресурс]/Н.А. Максимова, Т.И. Гаврилова // Концепт. – 2015. – № 08. URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15269.htm. – ISSN 2304-120X
4. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
5. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Панюкова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.
6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – С.50
7. Чернушевич, В.А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса [Текст]/В.А. Чернушевич// Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 1. - С. 20-24.
8. Щеголь, В.И., Клочкова, Г.М. Творческое саморазвитие студента в процессе формирования проектно-деятельностных компетенций /В.И. Щеголь, Г.М. Клочкова //Практико-ориентированная монография. Москва-Тольятти: ТГУ, 2011.-670 с.(41,9 п.л.)

В игре впервые формируется и проявляется
потребность ребёнка воздействовать
на мир - в этом основное,
центральное и самое общее значение игры.

С.Л. Рубинштейн

Творчество - ключевая проблема XXI века и одна из стратегических проблем современной педагогики. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание активной творческой личности, влиянием и требованием реализации гуманистической концепции образования.

Для решения данной педагогической проблемы  необходимо обеспечить  мотивацию учащегося к творческому саморазвитию с учетом его личных потребностей и стремления  к самовыражению и самоутверждению. «...При этом важно воздействовать на  его личностные характеристики  через включение  в активную, продуктивную, творческую деятельность» [8,с.444].

На современном этапе развития общества тенденция использования информационно-коммуникационных технологий коснулась сферы образования. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно расширяет возможности организации образовательного процесса, где бучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Использование ИКТ значительно повышает эффективность обучения, так как увеличивается активность учащихся в этом процессе. Особое значение приобретают интерактивные формы обучения, на основе игровых технологий, в частности дидактические игры.

В педагогике понятие игровые технологии включает обширную группу способов и форм организации процесса обучения, в основе которого заложена игровая деятельность. Игры, используемые в образовательном процессе, имеют четкую структуру и направлены на получение определенного результата, в ходе учебной деятельности. Занятия с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий позволяют активизировать познавательную деятельность и повысить мотивацию учащихся. Игровая деятельность выполняет следующие функции:

- обучающую;

- воспитательную;

- развлекательную;

- коммуникативную;

- релаксационную;

- развивающую.

По характеру педагогического процесса игры в образовательном процессе делятся на (по Селевко Г.К.):

- обучающие, обобщающие, тренировочные, контролирующие;

- познавательные, развивающие, воспитательные;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Наиболее часто встречаются в педагогической практике деловые, организационно-деятельностные, ролевые, инновационные, дидактические игры.

Одним из методов активного обучения является дидактическая игра. Дидактические игры могут проводиться на разных этапах занятия, иметь различные цели и содержание, использоваться для объяснения нового материала, повторения и контроля.

Отличительной особенностью дидактической игры является устойчивая структура, отличающая ее от других видов деятельности в процессе обучения. Дидактическая игра имеет основные структурные элементы:

1. Цель.

2. Игровой замысел.

3. Правила.

4. Игровые действия.

5. Содержание или дидактические задачи.

6. Результат игры.

Дидактическая он-лайн игра - это обучающая игра, построенная с применением Интернет-ресурсов, имеющая интерактивный характер, позволяющая сразу получить результат и оценить знания.

Он-лайн тренажеры являются разновидностью дидактических он-лайн игр, в ходе которых происходит закрепление материала по изучаемой теме. Сейчас все более популярными становятся бесплатные он-лайн сервисы для создания небольших интерактивных обучающих игр. И все больше педагогов используют в своей практической деятельности дидактические игры с применением ИКТ. Использование дидактических он-лайн игр помогает решить следующие задачи:

- активизация познавательного интереса;

- повышение уровня самоподготовки;

- усиление мотивации к обучению;

- увеличение индивидуализации в образовательном процессе;

- снижение напряженности при проверке знаний учащихся;

- создание комфортной обстановки на занятиях.

В ходе разработки дидактической он-лайн игры педагог может подбирать материал, соответствующий уровню подготовки конкретной группы учащихся. Проектирование дидактических он-лайн игр позволяет использовать стандартные тестовые задания с возможными вариантами ответа. Тестовые задания в форме игры показывают количество правильно/неправильно решенных заданий, что позволяет применять критерии оценки, разработанные для тестового задания.

Одним из положительных моментов применения он-лайн игр является их широкая доступность. Учащиеся, имеющие доступ в интернет, могут выполнять задания, используя устройства, работающие на любой операционной системе, в удобное для них время, без установки дополнительного программного обеспечения.

Работа с он-лайн тренажерами дает возможность выполнять задания, оценивать результаты своей деятельности, просматривать ошибки, повторно выполнять задания. Контроль, осуществляемый с помощью дидактических он-лайн игр и тренажеров предоставляет педагогу возможность объективно оценивать уровень знаний учащихся по пройденной теме, не вызывая у ребенка отрицательного отношения к процессу проверки знаний. Дидактические он-лайн игры и тренажеры позволяют осуществлять своевременно и точно контроль знаний учащихся.

Текущий контроль проводится на стадии формирования знаний и умений, что позволяет проанализировать ситуацию, выявить недостатки, определить их причины и принять меры по их устранению. Текущий контроль является важным элементом организации учебного процесса, в ходе которого необходима своевременная  корректировка деятельности педагога, внесение изменений для повышения эффективности усвоения знаний. Направлениями осуществления текущего контроля являются:

- самоконтроль;

- итоговый контроль по теме.

На этапе самоконтроля возможно применение как групповых, так и индивидуальных форм работы. При групповой форме работы целесообразно формировать 2-3 команды, которые решают задания совместно, используя интерактивную доску, вносят ответы. Особенно актуально выполнение заданий в группах на этапе ознакомления с правилами игры. При организации индивидуальной формы работы, каждый учащийся может неоднократно выполнять любое задание, оценивая свои знания самостоятельно. Итоговый контроль по теме проводится с использованием индивидуальной формы работы.

Таким образом, дидактические он-лайн игры-тренажеры позволяют повысить мотивацию к обучению, развивать познавательный интерес, эффективно организовать текущий контроль знаний учащихся.


Библиографическая ссылка

Сидельникова М.А. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОН-ЛАЙН ИГРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14279 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674