В игре впервые формируется и проявляется
потребность ребёнка воздействовать
на мир - в этом основное,
центральное и самое общее значение игры.
С.Л. Рубинштейн
Творчество - ключевая проблема XXI века и одна из стратегических проблем современной педагогики. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание активной творческой личности, влиянием и требованием реализации гуманистической концепции образования.
Для решения данной педагогической проблемы необходимо обеспечить мотивацию учащегося к творческому саморазвитию с учетом его личных потребностей и стремления к самовыражению и самоутверждению. «...При этом важно воздействовать на его личностные характеристики через включение в активную, продуктивную, творческую деятельность» [8,с.444].
На современном этапе развития общества тенденция использования информационно-коммуникационных технологий коснулась сферы образования. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно расширяет возможности организации образовательного процесса, где бучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Использование ИКТ значительно повышает эффективность обучения, так как увеличивается активность учащихся в этом процессе. Особое значение приобретают интерактивные формы обучения, на основе игровых технологий, в частности дидактические игры.
В педагогике понятие игровые технологии включает обширную группу способов и форм организации процесса обучения, в основе которого заложена игровая деятельность. Игры, используемые в образовательном процессе, имеют четкую структуру и направлены на получение определенного результата, в ходе учебной деятельности. Занятия с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий позволяют активизировать познавательную деятельность и повысить мотивацию учащихся. Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- обучающую;
- воспитательную;
- развлекательную;
- коммуникативную;
- релаксационную;
- развивающую.
По характеру педагогического процесса игры в образовательном процессе делятся на (по Селевко Г.К.):
- обучающие, обобщающие, тренировочные, контролирующие;
- познавательные, развивающие, воспитательные;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Наиболее часто встречаются в педагогической практике деловые, организационно-деятельностные, ролевые, инновационные, дидактические игры.
Одним из методов активного обучения является дидактическая игра. Дидактические игры могут проводиться на разных этапах занятия, иметь различные цели и содержание, использоваться для объяснения нового материала, повторения и контроля.
Отличительной особенностью дидактической игры является устойчивая структура, отличающая ее от других видов деятельности в процессе обучения. Дидактическая игра имеет основные структурные элементы:
1. Цель.
2. Игровой замысел.
3. Правила.
4. Игровые действия.
5. Содержание или дидактические задачи.
6. Результат игры.
Дидактическая он-лайн игра - это обучающая игра, построенная с применением Интернет-ресурсов, имеющая интерактивный характер, позволяющая сразу получить результат и оценить знания.
Он-лайн тренажеры являются разновидностью дидактических он-лайн игр, в ходе которых происходит закрепление материала по изучаемой теме. Сейчас все более популярными становятся бесплатные он-лайн сервисы для создания небольших интерактивных обучающих игр. И все больше педагогов используют в своей практической деятельности дидактические игры с применением ИКТ. Использование дидактических он-лайн игр помогает решить следующие задачи:
- активизация познавательного интереса;
- повышение уровня самоподготовки;
- усиление мотивации к обучению;
- увеличение индивидуализации в образовательном процессе;
- снижение напряженности при проверке знаний учащихся;
- создание комфортной обстановки на занятиях.
В ходе разработки дидактической он-лайн игры педагог может подбирать материал, соответствующий уровню подготовки конкретной группы учащихся. Проектирование дидактических он-лайн игр позволяет использовать стандартные тестовые задания с возможными вариантами ответа. Тестовые задания в форме игры показывают количество правильно/неправильно решенных заданий, что позволяет применять критерии оценки, разработанные для тестового задания.
Одним из положительных моментов применения он-лайн игр является их широкая доступность. Учащиеся, имеющие доступ в интернет, могут выполнять задания, используя устройства, работающие на любой операционной системе, в удобное для них время, без установки дополнительного программного обеспечения.
Работа с он-лайн тренажерами дает возможность выполнять задания, оценивать результаты своей деятельности, просматривать ошибки, повторно выполнять задания. Контроль, осуществляемый с помощью дидактических он-лайн игр и тренажеров предоставляет педагогу возможность объективно оценивать уровень знаний учащихся по пройденной теме, не вызывая у ребенка отрицательного отношения к процессу проверки знаний. Дидактические он-лайн игры и тренажеры позволяют осуществлять своевременно и точно контроль знаний учащихся.
Текущий контроль проводится на стадии формирования знаний и умений, что позволяет проанализировать ситуацию, выявить недостатки, определить их причины и принять меры по их устранению. Текущий контроль является важным элементом организации учебного процесса, в ходе которого необходима своевременная корректировка деятельности педагога, внесение изменений для повышения эффективности усвоения знаний. Направлениями осуществления текущего контроля являются:
- самоконтроль;
- итоговый контроль по теме.
На этапе самоконтроля возможно применение как групповых, так и индивидуальных форм работы. При групповой форме работы целесообразно формировать 2-3 команды, которые решают задания совместно, используя интерактивную доску, вносят ответы. Особенно актуально выполнение заданий в группах на этапе ознакомления с правилами игры. При организации индивидуальной формы работы, каждый учащийся может неоднократно выполнять любое задание, оценивая свои знания самостоятельно. Итоговый контроль по теме проводится с использованием индивидуальной формы работы.
Таким образом, дидактические он-лайн игры-тренажеры позволяют повысить мотивацию к обучению, развивать познавательный интерес, эффективно организовать текущий контроль знаний учащихся.
Библиографическая ссылка
Сидельникова М.А. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОН-ЛАЙН ИГРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14279 (дата обращения: 21.12.2024).