Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЗАЛОГ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

Банникова В.В. 1 Железнова М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Современное состояние образования сложно и противоречиво. Сейчас одной из главных целей обучения в школе является успешная сдача Единого Государственного экзамена, в народе чаще именуемого как ЕГЭ. На счёт того, хорошо это или плохо ходит много споров, но никто не будет отрицать, что сдача ЕГЭ – едва ли не основная цель обучения, главная причина, по которой школьники вообще хотят получать знания. Образование становится отрывистым, ограниченным сдаваемыми предметами и возможностями по контролю знаний тестовой системы. Сегодня 20% россиян одобряют систему ЕГЭ, 40% относятся к ней с осуждением, а остальные – пока не смогли оценить все плюсы и минусы единого тестирования. В данной статье рассмотрены основные пути решения проведения ЕГЭ, как тестирования подтверждающего уровень знаний поступающих абитуриентов. Суть путей решения заключается в продуктивной подготовке квалифицированных кадров.
квалифицированные кадры.
абитуриент
уровень знаний
контрольно-тестовая система
контроль знаний
получение знаний
Единый Государственный экзамен (ЕГЭ)
Cовременное образование
1. Морозова О.В., Долгополова А.Ф. Системно-синергический подход к обеспечению продовольственной безопасности страны. Научный журнал «Фундаментальные исследования», - № 4.- 2015.- стр. 234-238.
2. МорозоваО.В., ДолгополоваА.Ф., ТимашковаТ.Е. Sanctions for the Russian agriculture: a dreadful factor or its new birth? Научныйжурнал «Asian Journal of Scientific and Educational Research» No.1 (17), January-June, 2015, p.180-187.
3. МорозоваО.В., Тимашкова Т.Е. Продовольственноеимпортозамещение в РФ: реалии и перспективы развития сельского хозяйства на 2015 г.Научный журнал «Фундаментальные исследования». - № 5 (часть 3), 2015.- стр. 658-662.
4. Сверчков Я.И., Морозова О.В. Кадровый потенциал современной России – залог суверенитета страны. «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», -№4 (часть 2), - 2015.- с.247-249.
5. http://www.gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики
Конечно, сейчас, когда ЕГЭ уже не новость для абитуриентов и их родителей, бурные обсуждения о необходимости и обоснованности такого рода вступительных испытаний отошли в прошлое. Однако каждый год с наступлением приёмной комиссии в ВУЗах вопросы, связанные с ЕГЭ, опять становятся актуальными.ЕГЭ ввели для того, чтобы совместить выпускные экзамены в школе и вступительные испытания в высшие учебные заведения.

С введением ЕГЭ упростилась процедура поступления в ВУЗы страны. Школьникам не приходится сначала готовиться к выпускным экзаменам в школе, а затем лихорадочно учить предметы для поступления в ВУЗ. Сдав ЕГЭ, можно оставаться спокойными и подавать документы для поступления. С помощью введения ЕГЭ была достигнута цель, сделать приём в ВУЗ максимально объективным [5]. В отличие от вступительных испытаний, которые были раньше, абитуриент не может уже как-то повлиять на приёмную комиссию, используя личное обаяние или обещая какое-либо вознаграждение.

Сдав экзамен в одной части страны, можно поступать в другой части. Школьники со всех частей страны сдают русский язык, независимо от того, на каком говорят. Многие сочтут это минусом, но для нашей страны, где много различных национальностей, увеличение влияния одного языка - это плюс. ЕГЭ унифицирует систему образования, подводит его под одни нормы, что немаловажно для такой страны как Россия.

Важным плюсом введения ЕГЭ стала возможность подавать документы не в один, а в несколько вузов. Шанс на поступление, таким образом, увеличивается. В некоторых вузах устанавливаются и вступительные испытания помимо ЕГЭ. Это, в первую очередь, относится к тем учебным заведениям, обучение в которых требует наличия у студента определённых качеств личности или дополнительных умений и навыков.

Конечно, как у любого явления или процесса, у ЕГЭ есть свои недостатки. Особенно это касается содержательной части экзамена. Тестирование - совсем непривычная форма контроля знаний для нашей страны. Многие критики говорят о субъективности любого тестирования. Правильный ответ можно выбрать не благодаря своим знаниям, а за счёт интуиции или методом исключения[1].

Действительно, подготовка и сдача ЕГЭ, требует скорее полных поверхностных знаний, чем полных и глубоких. Готовиться к ЕГЭ легче, т.к. при наличии базовых знаний экзамен провален не будет, в отличии от системы с билетами, при которой можно было «не угадать с билетом». ЕГЭ включает материал по всем изученным темам, поэтому знания понадобятся действительно базовые. Несмотря на наличие письменной части C, которая призвана оценить знания ученика более полно и глубоко, ЕГЭ остаётся тестом, в том числе и из-за перераспределения итоговых баллов в пользу частей А и Б.

Таким образом, тесты оценивают не только степень углублённости в предмет, но и способности логического мышления у учащегося. К тому же по ряду гуманитарных дисциплин, утверждают противники, вообще нельзя проводить тестирование, т. к. на один и тот же вопрос может существовать множество мнений[4]. Тесты ограничивают свободу выбора ответа на дискуссионный вопрос. Лишают возможности выразить своё личное мнение, подталкивая к обоснованию установленного стереотипа.

Если затронуть спорный вопрос о коррупции, то  ЕГЭ призван противодействовать подкупу. С одной стороны да, момент поступления ВУЗ стал намного прозрачнее, однако тут же возникла другая проблема - коррупция на более низком уровне. Проблема эта, скорее, глубже: недостаточный надзор за проведением самого ЕГЭ, недостаточная прозрачность этого процесса. Так, все знают о случаях массового списывания, о случаях массовой фальсификации результатов ЕГЭ в отдельных регионах, о том, что списать на ЕГЭ не так уж сложно, как об этом часто говорят.Многие так же замечают, что ЕГЭ легче хорошо сдать слабому ученику, чем сильному. То есть получить проходной балл слабому ученику легче, чем получить высокий балл сильному ученику[2]. Причин много: это и пересчёт первичных баллов в итоговые, и элемент случайности, неизбежный в сложных заданиях, и слишком резких переход от элементарных заданий к сложным. Таким образом, получается, что цель ЕГЭ - тянуть слабых, а не продвигать сильных.

Так же можно отметить, что ЕГЭ на практике доказал своё право на существование. Введённая система аттестации в школах и испытаний для поступления в ВУЗ имеет под собой чёткие обоснования и соответствует современным тенденциям развития российского образования в целом. Стремясь к европейским стандартам образования, вводятся и характерные для запада формы. Главное, не забывать при этом, адаптировать их под российский менталитет и российскую действительность. Опираясь на все вышесказанное, можно констатировать то, что усовершенствование российского образования  станет возможно только при активном взаимодействии государства и средних образовательных учреждений.

В связи с этим, можно предложить, на государственном уровне:

  • Повышение минимального количества баллов ЕГЭ по обязательным предметам.
  • Добавить к сдаче обязательных экзаменов «историю»- опыт всего человечества, изложен именно в истории, именно она является связующем звеном между прошлым, настоящим и будущем;
  • Добавить к сдаче обязательных экзаменов «литературу»; таким образом разделить бланки с заданиями на два типа: кому данный экзамен является обязательным для поступления в ВУЗ, оставить всю сложность теста, а всем остальным в обязательном порядке упростить экзамен, сделать уклон на художественную литературу, в которой будет проверяться знание основного содержания произведений.
  • Составить наибольшее количество экзаменационных вариантов КИМ.
  • Ужесточение контроля над разглашением информации о КИМах, соответственно сделать процедуру ЕГЭ более защищенной и подконтрольной.
  • Снизить психологическое давление на учеников при сдаче Единого Государственного экзамена, тем самым убрать приборы слежения (видеокамеры), но увеличить количество проверяющих.
  • Убрать часть А из экзамена по русскому языку, т.к. тест не отображает реальных знаний выпускника.
  • Дополнить часть В творческими заданиями.

Из выше приведенных фактов, следует то, что государственный контроль и система средних образовательных учреждений должны находится в постоянном и тесном контакте. Школы должны предоставлять ученикам возможность получать знания и развитие  в разных направлениях, таким образом, чтобы в будущем высшие заведения получали образованного студента, а общество в дальнейшем -высококвалифицированного специалиста [3].

На уровне образовательных учреждений:

  • Вновь ввести в обязательную программу «продленку», тем самым следить за добросовестным выполнением домашнего задания.
  • Возобновить действие льгот при поступлении в ВУЗ: медали, как знака отличая, и основного вида поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.
  • Увеличение практических занятий в профильных классах, а именно направленных на углубленное изучение точных наук, таких как «физика», «химия», «биология» - это позволит более плодородно заниматься научной и новаторской деятельностью.
  • Проведение обязательных ежегодных экскурсий направленных на культурное воспитание учеников.

Таким образом, только при условии конструктивного сотрудничества государства со средними образовательными учреждениями можно добиться прогрессивных качественных результатов в системе образования, тем самым повысив грамотность, способность думать и рассуждать, что, несомненно, станет залогом эрудированно подготовленного к этапу высшего образования абитуриента.


Библиографическая ссылка

Банникова В.В., Железнова М.С. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЗАЛОГ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14259 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074