Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, непростой геополитической ситуацией, сформировавшейся на сегодняшний день. Другая причина- это незаконченная реформа 14-го Общего пересмотра квот, которая должна завершиться в январе 2015 года. За последние годы сформировались противоречия о целесообразности участия России в МФИ. В данной статье я проанализирую сотрудничество России с крупнейшими МФИ – Международным валютным фондом и группой Всемирного банка. На основе анализа я сделаю выводы о направленности и развитии сотрудничества с данными организациями.
Стоит отметить, что исходя из противоречивости использования кредитов Международного валютного фонда (МВФ), российские специалисты сходятся во мнении о неоднозначности сотрудничества с данным мировым финансовым институтом. С самого начала сотрудничества в 1992 году эти отношения отличались сложностью и противоречивостью. В связи с тяжелой экономической ситуацией в России, власть принимала все требования Фонда по отношению к рыночным реформам, которые отличались чрезмерно жесткими требованиями. Это привело к резкому увеличению социальных издержек, росту темпа инфляции, потере конкурентоспособности отечественного производства и другим негативным последствиям. В 1999 году, когда Россия погасила большую часть выданного кредита, рекомендации Фонда часто не выполнялись.
С 2000 года Россия не обращалась за кредитами к МВФ, к 2004 году задолженность сократилась до 3,4 млрд. СДР (около $5,1 млрд.). В конце 2005 года благодаря росту цен на нефть и улучшению макроэкономических показателей Россия досрочно выплатила остаток задолженности, первоначально полное погашение было запланировано на 2008 год [1]. Динамика погашения кредита МВФ отражена в табл. 1.
Год |
Кредит МВФ |
Погашение |
Комиссия |
2005 |
0 |
2,293,770,240 |
18,064,962 |
2004 |
0 |
1,117,424,465 |
75,829,729 |
2003 |
0 |
1,356,065,590 |
100,706,947 |
2002 |
0 |
1,147,587,215 |
161,637,500 |
2001 |
0 |
2,997,937,522 |
398,106,279 |
2000 |
0 |
2,189,497,343 |
523,542,056 |
1999 |
471,429,000 |
3,101,138,750 |
528,469,919 |
1998 |
4,600,000,000 |
673,921,875 |
528,876,040 |
1997 |
1,467,252,800 |
359,500,000 |
423,093,268 |
1996 |
2,587,861,200 |
359,500,000 |
323,567,770 |
1995 |
3,594,250,000 |
0 |
193,954,079 |
1994 |
1,078,275,000 |
0 |
122,264,400 |
1993 |
1,078,275,000 |
0 |
56,082,833 |
1992 |
719,000,000 |
0 |
0 |
Всего |
15 596 343 000 |
15 596 343 000 |
3 454 195 782 |
Табл. 1. Погашение Россией кредитов МВФ (в СДР)
Источник: IMF: Russian Federation, Transactions with the Fund [2]
http://www.imf.org/external/np/fin/tad/extrans1.aspx?memberKey1=819&endDate=2015-06-07&finposition_flag=YES
В 2005 году Россия перешла из группы заемщиков средств Фонда в группу стран-кредиторов, а с 2008 года участвует в разработке предложений по реформированию МВФ и мировой валютной системы. По итогам последнего пересмотра квот в 2010 году, Россия, вместе с членами-странами БРИКС должна войти в десятку крупнейших акционеров Фонда и повысить свою значимость в МВФ, однако конгресс США не может прийти к компромиссу по поводу новых условий и реформа до сих пор не принята [3].
Крупнейшие акционеры МВФ представлены в табл.2. Позиция США в данном вопросе вполне понятна, по итогам реформы их доля голосов снизится, а страны БРИКС подойдут ближе к стратегически важной отметке в 15%. Доля голосов более 15% позволяет блокировать решения МВФ. Данная неопределенность привела к тому, что страны БРИКС решили создать свой банк – Новый банк развития.
Страна |
Доля квоты |
Доля голосов |
||
После реформы 2008 г. (наст. время) |
После реформы 2010 г. |
После реформы 2008 г. (наст. время) |
После реформы 2010 г. |
|
США |
17.661 |
17.398 |
16.718 |
16.471 |
Япония |
6.553 |
6.461 |
6.221 |
6.135 |
Германия |
6.107 |
5.583 |
5.800 |
5.306 |
Франция |
4.502 |
4.225 |
4.284 |
4.022 |
Объединенное Королевство |
4.502 |
4.225 |
4.284 |
4.022 |
Китай |
3.994 |
6.390 |
3.803 |
6.068 |
Италия |
3.305 |
3.159 |
3.152 |
3.015 |
Саудовская Аравия |
2.929 |
2.095 |
2.797 |
2.009 |
Канада |
2.670 |
2.311 |
2.553 |
2.213 |
Россия |
2.493 |
2.705 |
2.385 |
2.586 |
Индия |
2.441 |
2.749 |
2.336 |
2.627 |
Нидерланды |
2.164 |
1.831 |
2.075 |
1.760 |
Бельгия |
1.931 |
1.344 |
1.854 |
1.299 |
Бразилия |
1.782 |
2.315 |
1.713 |
2.217 |
Испания |
1.687 |
1.999 |
1.623 |
1.918 |
Табл. 2. Доля квоты и голосов первых 15 стран-членов МВФ (в % от общей доли)
Источник: IMF: Quota and Voting Shares Before and After Implementation of Reforms Agreed in 2008 and 2010 [4]
Россия вступила в группу Всемирного банка в 1992 году, одновременно став членом входящих в него подразделений: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Доля России в капитале этих организациях составляет примерно 3% (МБРР – 2,84%, МФК – 3,43%, МАГИ – 3,13%). Россия выступает в качестве партнера Международной ассоциации развития (МАР) с момента 9-го пополнения капитала МАР в 1997 году. В МАР, организации созданной для поддержания беднейших стран мира, доля голосов России составляет 0,34% (49 место). Россия участвует в 17 траст-фондах МАР/МБРР, при этом совокупный объем взносов России составляет более $248 млн. [5].
За все время сотрудничества, МБРР одобрил предоставление России займа на финансирование 66 проектов на общую сумму свыше $10,5 млрд. На сегодняшний день 18 проектов освоено, 10 в статусе предоставления. Структура займов по этим проектам отображена в таблице 3.
Табл. 3. Структура займов РФ (в $ США)
Источник: World bank group finances: Country summary – Russian Federation [6]
https://finances.worldbank.org/countries/Russian%20Federation
МФК осуществила долгосрочные инвестиции в рамках 263 проектов в Россию на общую сумму $10 млрд., в которую включаются синдицированные кредиты на сумму $3,5 млрд. В настоящее время российский портфель инвестиционных обязательств МФК составляет $1,5 млрд. в рамках примерно 100 проектов, реализуемых в интересах приблизительно 70 клиентов. В 2014 финансовом году объем принятых МФК обязательств по инвестициям в Россию за счет собственных средств составил $655 млн., а объем средств, привлеченных от партнеров, - $104 млн. С начала 2015 финансового года МФК зарезервировала около $60 млн. для инвестиций за собственный счет.
Валовый объем обязательств МИГА в России по состоянию на февраль 2015 года составлял $804 млн. (третий по величине проектный портфель МИГА по валовому и чистому объему обязательств) [7].
Для начала сделаем заключение по участию России в МВФ. Многолетний опыт изучения функционирования МВФ позволил экспертам сойтись во мнении, что сложившаяся система управления Фондом направлена на защиту интересов стран с наибольшими квотами, в частности США и ЕС. Как упоминалось раннее, США не заинтересовано в реализации реформы Фонда, т.к. их доминирование в управлении сохраняется и без дополнительных взносов. Тем самым замедляется процесс увеличения капитала всего Фонда.
Конец 2015 года даст ясное понимание для дальнейшего сотрудничества России и МВФ. Если Россия увеличит свою квоту до 2,7 вместе со всеми странами БРИКС и в перспективе совокупная доля группы будет выше 15%, то это позволит блокировать решения фонда для сохранения общих национальных интересов и можно сделать положительный прогноз в части партнерства. Если же пересмотр квот окажется неблагополучным для БРИКС, то начнется активная работа в направлении Нового банка развития. Декларация о создании банка была подписана в Форталезе в 2014 году.
Относительно сотрудничества России и группы ВБ так же имеются разногласия. В первую очередь, это отзыв средств из фонда под управлением МФК. Фактическое бездействие фонда в отношении российских проектов и международные санкции сделали бессмысленным участие России в МФК. Таким образом МФК вернет $245 млн. - $42 млн. фонду капитализации российских банков и $203 млн. Внешэкономбанку. По части других подразделений группы ВБ, Россия пытается лоббировать свои интересы.
Поскольку группа ВБ и МВФ поддерживают тесное сотрудничество, страны пытаются поддерживать одинаковый баланс квот в этих организациях. Но надо понимать, что МВФ имеет более политический характер, позволяя лидерам влиять на общий валютный режим, в то время как группа ВБ в основном предоставляет инвестиционные кредиты. Каждая страна старается отстаивать свои национальные интересы, в сложившейся геополитической ситуации для России это особенно важно. Участие России в новых МФИ, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития БРИКС, может дать нашей стране новые пути развития своего влияния на международной арене.
Библиографическая ссылка
Аршакуни А.А. ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕСУРСОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14240 (дата обращения: 21.12.2024).