Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕСУРСОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Аршакуни А.А. 1
1 Финансовый Университет при Правительстве РФ
Статья посвящена участию России в крупнейших Международных финансовых институтах (МФИ) - Международном валютном фонде (МВФ) и группе Всемирного банка (ВБ). Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, нестабильной геополитической ситуацией в мире, которая имеет отражение в МФИ. Многие российские специалисты сходятся во мнении, что отношения с МВФ и группой ВБ отличаются своей неоднозначностью. Проведенная аналитическая работа дает понимание, в чем же заключается данная неоднозначность. В статье рассматривается история участия России в формировании ресурсов МФИ, текущие тенденции и проблемы в данных МФИ. В работе присутствует аналитика статистических данных, которая позволила сделать выводы о целесообразности и перспективах участия в формировании капитала указанных МФИ.
14-й общий пересмотр квот МВФ
квота
группа Всемирного банка
МВФ
Международные финансовые институты
1. Красавина, Л.Н. Тенденции и перспективы развития международных валютных отношений в условиях глобализации и регионализации мировой экономики и валютная политика России: монография / Л.Н. Красавина. – М.: Финансовый университет, 2012. – 164 с.
2. IMF: Russian Federation, Transactions with the Fund http://www.imf.org/external/np/fin/tad/extrans1.aspx?memberKey1=819&endDate=2015-06-07&finposition_flag=YES
3. Международный валютный фонд. Информационная справка: Квоты МВФ. Сентябрь 2014.
4. IMF: Quota and Voting Shares Before and After Implementation of Reforms Agreed in 2008 and 2010. Finance Department.
5. Партнерство Группы Всемирного банка и Российской Федерации. Краткая характеристика российской программы. Апрель 2015.
6. World bank group finances: Country summary – Russian Federation https://finances.worldbank.org/countries/Russian%20Federation
7. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Сотрудничество России со Всемирным банком http://mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/24158d355935559a44257bb8003e6978!OpenDocument

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, непростой геополитической ситуацией, сформировавшейся на сегодняшний день. Другая причина- это незаконченная реформа 14-го Общего пересмотра квот, которая должна завершиться в январе 2015 года. За последние годы сформировались противоречия о целесообразности участия России в МФИ. В данной статье я проанализирую сотрудничество России с крупнейшими МФИ – Международным валютным фондом и группой Всемирного банка. На основе анализа я сделаю выводы о направленности и развитии сотрудничества с данными организациями.

Стоит отметить, что исходя из противоречивости использования кредитов Международного валютного фонда (МВФ), российские специалисты сходятся во мнении о неоднозначности сотрудничества с данным мировым финансовым институтом. С самого начала сотрудничества в 1992 году эти отношения отличались сложностью и противоречивостью. В связи с тяжелой экономической ситуацией в России, власть принимала все требования Фонда по отношению к рыночным реформам, которые отличались чрезмерно жесткими требованиями. Это привело к резкому увеличению социальных издержек, росту темпа инфляции, потере конкурентоспособности отечественного производства и другим негативным последствиям. В 1999 году, когда Россия погасила большую часть выданного кредита, рекомендации Фонда часто не выполнялись.

С 2000 года Россия не обращалась за кредитами к МВФ, к 2004 году задолженность сократилась до 3,4 млрд. СДР (около $5,1 млрд.). В конце 2005 года благодаря росту цен на нефть и улучшению макроэкономических показателей Россия досрочно выплатила остаток задолженности, первоначально полное погашение было запланировано на 2008 год [1]. Динамика погашения кредита МВФ отражена в табл. 1.

Год

Кредит МВФ

Погашение

Комиссия

2005

0

2,293,770,240

18,064,962

2004

0

1,117,424,465

75,829,729

2003

0

1,356,065,590

100,706,947

2002

0

1,147,587,215

161,637,500

2001

0

2,997,937,522

398,106,279

2000

0

2,189,497,343

523,542,056

1999

471,429,000

3,101,138,750

528,469,919

1998

4,600,000,000

673,921,875

528,876,040

1997

1,467,252,800

359,500,000

423,093,268

1996

2,587,861,200

359,500,000

323,567,770

1995

3,594,250,000

0

193,954,079

1994

1,078,275,000

0

122,264,400

1993

1,078,275,000

0

56,082,833

1992

719,000,000

0

0

Всего

15 596 343 000

15 596 343 000

3 454 195 782

Табл. 1. Погашение Россией кредитов МВФ (в СДР)

Источник: IMF: Russian Federation, Transactions with the Fund [2]

http://www.imf.org/external/np/fin/tad/extrans1.aspx?memberKey1=819&endDate=2015-06-07&finposition_flag=YES

В 2005 году Россия перешла из группы заемщиков средств Фонда в группу стран-кредиторов, а с 2008 года участвует в разработке предложений по реформированию МВФ и мировой валютной системы. По итогам последнего пересмотра квот в 2010 году, Россия, вместе с членами-странами БРИКС должна войти в десятку крупнейших акционеров Фонда и повысить свою значимость в МВФ, однако конгресс США не может прийти к компромиссу по поводу новых условий и реформа до сих пор не принята [3].

Крупнейшие акционеры МВФ представлены в табл.2. Позиция США в данном вопросе вполне понятна, по итогам реформы их доля голосов снизится, а страны БРИКС подойдут ближе к стратегически важной отметке в 15%. Доля голосов более 15% позволяет блокировать решения МВФ. Данная неопределенность привела к тому, что страны БРИКС решили создать свой банк – Новый банк развития.

Страна

Доля квоты

Доля голосов

После реформы 2008 г. (наст. время)

После реформы 2010 г.

После реформы 2008 г. (наст. время)

После реформы 2010 г.

США

17.661

17.398

16.718

16.471

Япония

6.553

6.461

6.221

6.135

Германия

6.107

5.583

5.800

5.306

Франция

4.502

4.225

4.284

4.022

Объединенное Королевство

4.502

4.225

4.284

4.022

Китай

3.994

6.390

3.803

6.068

Италия

3.305

3.159

3.152

3.015

Саудовская Аравия

2.929

2.095

2.797

2.009

Канада

2.670

2.311

2.553

2.213

Россия

2.493

2.705

2.385

2.586

Индия

2.441

2.749

2.336

2.627

Нидерланды

2.164

1.831

2.075

1.760

Бельгия

1.931

1.344

1.854

1.299

Бразилия

1.782

2.315

1.713

2.217

Испания

1.687

1.999

1.623

1.918

Табл. 2. Доля квоты и голосов первых 15 стран-членов МВФ (в % от общей доли)

Источник: IMF: Quota and Voting Shares Before and After Implementation of Reforms Agreed in 2008 and 2010 [4]

Россия вступила в группу Всемирного банка в 1992 году, одновременно став членом входящих в него подразделений: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Доля России в капитале этих организациях составляет примерно 3% (МБРР – 2,84%, МФК – 3,43%, МАГИ – 3,13%). Россия выступает в качестве партнера Международной ассоциации развития (МАР) с момента 9-го пополнения капитала МАР в 1997 году. В МАР, организации созданной для поддержания беднейших стран мира, доля голосов России составляет 0,34% (49 место). Россия участвует в 17 траст-фондах МАР/МБРР, при этом совокупный объем взносов России составляет более $248 млн. [5].

За все время сотрудничества, МБРР одобрил предоставление России займа на финансирование 66 проектов на общую сумму свыше $10,5 млрд. На сегодняшний день 18 проектов освоено, 10 в статусе предоставления. Структура займов по этим проектам отображена в таблице 3.

Табл. 3. Структура займов РФ (в $ США)

Источник: World bank group finances: Country summary – Russian Federation [6]

https://finances.worldbank.org/countries/Russian%20Federation

МФК осуществила долгосрочные инвестиции в рамках 263 проектов в Россию на общую сумму $10 млрд., в которую включаются синдицированные кредиты на сумму $3,5 млрд. В настоящее время российский портфель инвестиционных обязательств МФК составляет $1,5 млрд. в рамках примерно 100 проектов, реализуемых в интересах приблизительно 70 клиентов. В 2014 финансовом году объем принятых МФК обязательств по инвестициям в Россию за счет собственных средств составил $655 млн., а объем средств, привлеченных от партнеров, - $104 млн. С начала 2015 финансового года МФК зарезервировала около $60 млн. для инвестиций за собственный счет.

Валовый объем обязательств МИГА в России по состоянию на февраль 2015 года составлял $804 млн. (третий по величине проектный портфель МИГА по валовому и чистому объему обязательств) [7].

Для начала сделаем заключение по участию России в МВФ. Многолетний опыт изучения функционирования МВФ позволил экспертам сойтись во мнении, что сложившаяся система управления Фондом направлена на защиту интересов стран с наибольшими квотами, в частности США и ЕС. Как упоминалось раннее, США не заинтересовано в реализации реформы Фонда, т.к. их доминирование в управлении сохраняется и без дополнительных взносов. Тем самым замедляется процесс увеличения капитала всего Фонда.

Конец 2015 года даст ясное понимание для дальнейшего сотрудничества России и МВФ. Если Россия увеличит свою квоту до 2,7 вместе со всеми странами БРИКС и в перспективе совокупная доля группы будет выше 15%, то это позволит блокировать решения фонда для сохранения общих национальных интересов и можно сделать положительный прогноз в части партнерства. Если же пересмотр квот окажется неблагополучным для БРИКС, то начнется активная работа в направлении Нового банка развития. Декларация о создании банка была подписана в Форталезе в 2014 году.

Относительно сотрудничества России и группы ВБ так же имеются разногласия. В первую очередь, это отзыв средств из фонда под управлением МФК. Фактическое бездействие фонда в отношении российских проектов и международные санкции сделали бессмысленным участие России в МФК. Таким образом МФК вернет $245 млн. - $42 млн. фонду капитализации российских банков и $203 млн. Внешэкономбанку. По части других подразделений группы ВБ, Россия пытается лоббировать свои интересы.

Поскольку группа ВБ и МВФ поддерживают тесное сотрудничество, страны пытаются поддерживать одинаковый баланс квот в этих организациях. Но надо понимать, что МВФ имеет более политический характер, позволяя лидерам влиять на общий валютный режим, в то время как группа ВБ в основном предоставляет инвестиционные кредиты. Каждая страна старается отстаивать свои национальные интересы, в сложившейся геополитической ситуации для России это особенно важно. Участие России в новых МФИ, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития БРИКС, может дать нашей стране новые пути развития своего влияния на международной арене.


Библиографическая ссылка

Аршакуни А.А. ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕСУРСОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14240 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074