Казалось бы, что одним из результатов прогрессивной деятельности человечества будут большие успехи в вопросах сохранения и укрепления здоровья, продления активной жизни населения нашей планеты. Однако в реальности бурный научно-технический прогресс приводит к возникновению сердечно-сосудистых, нервно-психических и иных заболеваний. При этом самыми уязвимыми оказываются студенты, которые сталкиваются с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Поэтому физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией [3].
Студенчество представляет особую социальную группу, для которой характерен ряд специфических условий жизнедеятельности. Для этой группы, характерно снижение двигательной активности вследствие увеличения затрат времени на учебную деятельность, что в свою очередь негативно сказывается на здоровье студентов и закономерно приводит к снижению его уровня.
Интегральным средством, позволяющим решить поставленные задачи, несомненно, является двигательная (физическая) активность. Реализовывать положительный потенциал двигательной активности наиболее логично посредством занятий физической культурой. И опыт показывает, что при правильной организации таких занятий в вузе снижается уровень заболеваемости студентов, повышаются показатели их умственной и физической работоспособности, а также показатели физического развития и физической подготовленности. В настоящее время выделяют три основных условия, от выполнения которых зависит успешность решения проблемы:
– выбор подходов к комплектованию учебных групп для занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп;
– выбор средств физической культуры и видов двигательной активности, используемых в занятиях со студентами специальных медицинских групп;
– формирование у студентов специальных медицинских групп мотивации к занятиям физической культурой.
Учитывая высокую заболеваемость студентов в современных условиях, особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус [2].
Только при систематическом, строгом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья студентов, улучшения их физического развития. Научные исследования доказывают целительное воздействие физических упражнений на организм. В то же время установлено, что занятия физическими упражнениями достигают оздоровительного эффекта тогда, когда достаточны объем и интенсивность физических нагрузок, но если нагрузка превышает физические возможности человека, то это имеет негативные последствия.
Библиографическая ссылка
Яшина Ю.Е., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13896 (дата обращения: 21.11.2024).