Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Скибина Н.Г. 1 Солощенко М.Ю. 1
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога.Умение учителя активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке имеет большое значение для качественного усвоения учебного материала.Уровни активизации, способы, приемы и средства активизации разнообразны. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. В связи с чем, цель нашего исследования: разработать проблемные ситуации для уроков математики в 5-9 классах. Были подобраны и разработаны проблемные ситуации по математике следующих типов: через решение задач на внимание и сравнение; через умышленно допущенные учителем ошибки; через противоречие нового материала старому, уже известному.
проблемный урок
проблемные задачи
проблемное обучение
1. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – М.: Просвещение, 1999. – 128 c.
2. Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. – № 5. – С. 31- 32.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 2008. – 392 c.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. –М.: Просвещение, 1975. – 312 с.
5. Снапковская, С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии. – URL: http: // www.vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm(дата обращения: 12.01.2015 г.).
6. Столяр А.А. Методы обучения математике. – Минск: Высшая школа, 1966. – 191 с.
Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни. Умение учителя активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке имеет большое значение для качественного усвоения учебного материала.Уровни активизации, способы, приемы и средства активизации разнообразны.

Теорией и практикой доказано, что знания, усвоенныев процессе самостоятельной активной познавательной деятельности самих учащихся, имеют значительные преимущества сравнительно со знаниями, полученными из какого-либо источника в готовом виде. Они, развиваясь, полнее и быстрее переходят в убеждения учащихся и становятся орудием их мышления и практической деятельности.

Поэтому проблемное обучение и получает все большее распространение, так как оно решает первоочередную задачу общества – формирование творческой личности.

Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. С психологической точки зрения, по мнению С.В. Снапковской [5], проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Проблемное обучение дает возможность учителю варьировать приемы преподавания и сам учебный материал.

Проведенный анализ педагогической литературы [4-6] показал, что проблемное обучение можно применять на уроках различного типа и позволил выделить внутреннюю часть структуры проблемного урока, которая состоит из следующих этапов:

 •  возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

 •  выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

 •  доказательство гипотезы;

 •  проверка правильности решения проблемы.

Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, конструкторско-изобретательную, частично-поисковую, художественную учебно-познавательную деятельность учащегося или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ репродуктивного и творческого характера или при изложении учебного материала учителем. Проблемные вопросы, задачи, задания являются наиболее универсальными и эффективными формами выражения проблем. Однако проблемная ситуация может быть создана учителем преднамеренно, без постановки вопроса или задания, а может возникнуть по логике изложения учебного материала.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы [1-3],проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

В связи, с чем цель нашего исследования: разработать проблемные ситуации для уроков математики в 5-9 классах. Для примера рассмотрим виды следующих составленных проблемных ситуаций:

1.      Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Тема:Сумма углов треугольника (7 класс)

Учитель читает условие задачи, ученики анализируют его и выявляют ошибки, тем самым мы можем проверить учеников на внимательность. В данных задачах следует вспомнить теорему о сумме углов треугольника, полагаясь на данную теорему, мы придем к выводу, что не все условия задач поставлены корректно, тем самым некоторые треугольники не существуют.

Задача 1.1.Построить треугольник по трем заданным углам:

Задача 1.2.Два угла треугольника равны 121º и 59º. Найти величину третьего угла.

Задача 1.3.В треугольнике АВС найдите неизвестные углы, если  на  больше , а .

Задача 1.4.Дан треугольник АВС, где . Найти .

2.                  Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

Тема:Линейные уравнения с одной переменной (6 класс)

Учитель приводит готовое решение следующих примеров, в ходе которого допущены ошибки.При проверке ответ не сходится. Ученики ищут ошибку, тем самым решают проблему, приходят к определенным выводам и решают пример уже без ошибок.

Задача 2.1.Решить уравнение

Решение:

Задача 2.2.В решении уравнения допущена ошибка. Укажите, где?

3.                  Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

Тема:Формулы сокращённого умножения (7 класс)

Учитель дает задание, пытаясь запутать учеников.

Задача 3.1.Вычислите:

Посчитаем последний пример по-другому: Почему в итоге получились разные результаты? И какой из результатов верный?

Ученики обращают внимание на знак в последнем примере и понимают, что данный пример решается по-другому (применяя формулу для квадрата суммы). Посчитав, мы получаем .

В ходе проводимого исследования нами был составлен комплекс проблемных ситуаций, который будет апробирован во время прохождения педагогической практики.



Библиографическая ссылка

Скибина Н.Г., Солощенко М.Ю. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13857 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674