Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНА

Фенев В.Э. 1 Егорычева Е.В. 1 Чернышёва И.В. 1 Шлемова М.В. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! / А.В. Алексеев. М.: «Физкультура и спорт», 1985. 192 с.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. М.: «Физкультура и спорт», 1986. 208 с.
3. Деркач А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. М.: «Физкультура и спорт», 1982. 238 с.
4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. М.: Педагогика, 1984. 472 с.
5. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству / Н.А. Фомин, В.П. Филин. М.: «Физкультура и спорт», 1986. 159 с.

Одну из основных первостепенных ролей в реализации психологического поведения и деятельности спортсмена на этапах тренировки и соревнований играет его тренер. Задача тренера – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание развитого не только физически, но и морально человека, способного к использованию культурного достояния общества. Выполняя эту задачу, тренеру необходимо усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, и на их основе научиться строить и постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность и поведение.

Реализуя задачу воспитания спортсмена, развитого физически и морально, тренер обязан передать потомкам накопленную человеческой деятельностью культуру в виде определенных знаний и умений в области физической культуры и спорта. Другими словами, добиться правильных поступков, исходящих от спортсмена, и совершенствования его спортивных результатов. При этом он не должен лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, тренер постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что спортивный наставник не может быть диктатором, заставляющим спортсмена следовать только имеющимся нормам, не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование личности.

Тренеру необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности спортсмена. Тренер должен понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Решая задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодами тренер, прежде всего, стремится обеспечить:

– самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не только в межличностных отношениях, но и в деловых;

– распространение деятельности спортсменов на время после тренировок;

– постоянное укрепление деловых отношений в команде.

Важнейшей частью педагогического умения тренера является дистанция общения. При разговоре, сокращение или увеличение дистанции оказывает значительную роль на взаимопонимание и взаимодействие собеседников. Идеальная дистанция это 99 процентов успеха любого диалога. У любого индивидуума есть собственный психологический комфорт. У каждого свой комплекс переживаний, по которому и происходит выделение психологической дистанции [3]. Это один из наиболее важных аспектов педагогического общения. Выделяют три основные дистанции: физическую, пространственную и вертикальную. Работая со спортсменом, тренеру необходимо использовать в общении все три составляющие эффективного психологического контакта. Надо помнить не только о спортивных результатах, но и о развитии личности, что совершенно невозможно, если не учитывать дистанции общения.

Процесс социального общения не возможен без участия тех или иных органов чувств. Существует неразрывная связь сознания с общением и языком как основным средством общения [3].

В профессиональном педагогическом общении выделяют три составляющие эффективного контакта: речь, язык тела и язык нашей самооценки.

Первая составляющая – это речь. Речью является предоставление необходимой информации. Если рассматривать и анализировать различия между основными видами речи, то легко выделяются следующие отличительные признаки и взаимосвязи практики делового общения:

– информационная речь имеет функцию передачи и усвоения знаний;

– побуждающая речь направлена на побуждение спортсмена к тем или иным действиям в интересах коллектива и общества;

– убеждающая речь должна вызывать у спортсмена позитивные или негативные чувства. Ей характерна эмоциональная возбужденность, насыщенность эпитетами.

Вторую составляющую педагогического общения представляет собой язык тела. Язык тела – невербальное общение, включающее в себя мимику, жесты, перемещения, интонацию, запах, покраснение или бледность кожных покровов.

Третья составляющая – это осознание собственной ценности. Общепринято, что самооценка – это отношение и чувства, возникающие у человека, когда он думает, обращается к своему внутреннему «Я». Самооценка проявляется в поведении каждого из нас и тем самым определяет путь развития человека. Чем полнее представление человека о себе, о собственных недостатках, тем критичнее, требовательнее он относится к себе. От этого зависит взаимоотношение человека с окружающими. Причем, человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор с помощью интеллекта [5].

Инновационные методы общения на различных возрастных уровнях могут помочь тренеру в формировании у молодого поколения благоприятного отношения к спорту, принципиальных убеждений, социально значимых моральных качеств, а также приемлемых моделей поведения спортсменов.


Библиографическая ссылка

Фенев В.Э., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В., Шлемова М.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13833 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674