Проблема формирования гражданственности являлась актуальной на всех этапах развития общества. Наполнение термина гражданственность изменялось в зависимости от социального строя государства, от господствующей идеологии, от религиозных или светских убеждений, от уровня развития педагогической науки, зависели от взглядов и убеждений человека. Так, в философской и педагогической литературе, отражающей проблемы гражданского воспитания, определилась точка зрения о том, что гражданственность является одной из важнейших характеристик личности. Гражданское становление взаимосвязано с проблемами морального выбора, идеалами добра и гуманизма, нравственным развитием человека.
Становление гражданственности личности соответствующей социальным потребностям, которая была бы способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, могла быть готова к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, то есть являлась бы полноценным гражданином России – эта задача стоит перед современной школой, и начальной ее ступенью в том числе.
Проблема становления гражданственностиполучила свое развитие в трудах О.С. Газмана, А.С. Гаязова, Е.И. Кокориной, С.В. Митросенко, А.Ф. Никитина, И.Н. Руссу, М.Т. Студеникина, М.И. Шиловой и др. В то же время проблема становления гражданственности подрастающего поколения в современных условиях является особенно актуальной в связи с социальными и экономическими преобразованиями общества.
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к решению проблемы воспитания гражданственности, которые исследовались М. Т. Громковой, В. Д. Семеновым, В. А. Сухомлинским и др. Обращаясь к проблеме воспитания гражданственности, Ю. П. Азаров утверждает, что энергия и гражданская заинтересованность в судьбе детей – наилучший метод воспитания. По его мнению, воспитания гражданственности имеют особый смысл.
Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он создаёт себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация личности ребёнка. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Ребёнку необходима интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Поскольку только в деятельности фиксируются и преображаются отношения между детьми. Но деятельность детей необходимо образовать таким образом, чтобы ребёнок открывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Гражданственность включает в себя целый ряд качеств, свойственных человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм. Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным этапом для воспитания позитивных черт личности, в том числе и гражданственности.
Цель воспитания гражданственности в школе – способствовать формированию гражданского сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).
Формирование гражданственности в системе воспитательной деятельности МБОУ НОШ № 35 г. Сургута осуществляется посредством реализации деятельностного подхода. Работа по воспитанию гражданственности учащихся проводится в школе комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся и включает в себя духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам жизнедеятельности, физическую подготовку. Изучение истории родной земли, истории Отчества, его боевых, трудовых и культурных традиций, обычаев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Первый урок в День Знаний, классные часы в Дни воинской славы России, в День Защитника Отечества, проводимые в школе, посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Систематически в МБОУ НОШ № 35 г. Сургута проходят тематические классные часы, посвященные Дню народного единства: «Государственная символика России», «Моя малая Родина». Наши ученики с удовольствием посещают музеи города Историко-культурный центр «Старый Сургут», «Краеведческий музей», Центр патриотического наследия Мбук «Сургутский краеведческий музей», изучая прошлое и настоящее.
Ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы в школе ежегодно проводятся мероприятия патриотической направленности: Уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, «Смотр строя и песни», «Фестиваль Солдатской песни», конкурсы чтецов, рисунка. Частыми гостями в школе являются и воины-интернационалисты. Классные коллективы совместно с классными руководителями ведут шефство над ветеранами микрорайона (акция «Ветеран живет рядом»). В канун Дня Победы при активном участии ребят и педагогов в школе проходит Неделя боевой славы, в ходе которой проводятся такие мероприятия как: акция «Подарок ветерану», праздничный концерт для ветеранов и жителей микрорайона, подготовленный учащимися, возложение цветов к Вечному огню. Учащиеся школы принимают активное участие и в городских конкурсах: «Букет ветерану», конкурс сочинений «Письмо с фронта». На таких мероприятиях дети чувствуют, что они являются частью народа большой страны, что они граждане России, россияне.
Начиная знакомство детей с малой Родины – города, где они живут, постепенно подходим к осмыслению того, что город часть огромной страны, а дети – жители России, граждане страны, у которых есть права и обязанности. Нас сплачивает и делает гражданами одной страны это общая территория, единый язык, законы. Через внеурочную деятельность я стремлюсь привить младшим школьникам вежливое отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, определяется система истинных духовных ценностей, в которой существенное место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны. Ребёнок, знающий свои корни, свои права и обязанности, уважающий закон вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, её честь и независимость, за сохранение природы, материальных и духовных богатств.
Работа по теме «Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности» помогает мне воспитывать учащегося, который отвечает модели выпускника начальной школы:
коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
способен к сознательному управлению своим поведением;
обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Итак, чтобы обеспечить формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста, необходимо организовать их участие во всевозможных видах деятельности, в том числе и во внеурочной деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до введения в общественно-политическую жизнь взрослых.
Общеизвестно, что гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Данное положение отражено в образовательной политике РФ, в соответствии с которой отводится огромная роль современной школе. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» выпускник должен осознать себя как гражданина государства в процессе обучения в школе. Активная гражданская позиция и позитивная инициатива каждого выпускника школы является необходимым условием формирования полноценного гражданского общества и демократического правового государства России. Демократия воспринимает таких граждан как основную составляющую устойчивого развития гражданского общества, интегрированного в мировое информационное сообщество.
Библиографическая ссылка
Колпакова А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13797 (дата обращения: 27.12.2024).