Различные социально-педагогические проблемы, в связи с преобразованиями в современном обществе, затрагивают и подрастающее поколение. В России постоянно возрастает количество детей, характеризующихся теми или иными отклонениями в развитии, которые осложняют процесс их социализации и способны привести к дезадаптации.
«Сохранение здоровья каждого ребенка; внедрение новых форм работы с уязвимыми категориями детей для их реабилитации и полноценной интеграции в общество…» - являются принципами обозначенным в Стратегии действий в интересах детей, утвержденными Постановлением Правительства от 28 сентября 2012г. №357-п, также Стратегией определены следующие мероприятия: «внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями».
Поэтому актуальным является проблема социально-педагогической помощи детям на ранних этапах их развития. Социально-педагогическая помощь, направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Важным условием успешной социально-педагогической помощи детям и их семьям является разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения.
Уже сейчас можно говорить о создание государственной системы ранней социально-педагогической помощи как реальной перспективе в развитии образования в России. Однако в России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы. Однако в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно педагогами, медиками и специалистами проведенные в 1980-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья первых трех лет жизни.
Наиболее разработанной отечественной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить Санкт-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев».
Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Промежуточным результатом работы должен стать проект программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации. Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности.
Поэтому ранняя помощь детям и семьям является одной из приоритетных областей деятельности органов здравоохранения, образования, социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Нами разработана технология, в основе которой лежит новый подход к раннему вмешательству. Согласно этому подходу раннее вмешательство включает в себя не только абилитацию, но и адаптацию и интеграцию – процессы, составляющие единый сложный процесс технологии раннего вмешательства.
В данной технологии необходимым условием будет являться наличие междисциплинарной команды и скоординированные действия всех специалистов, которые в нее входят. При реализации технологии, необходимо основываться на принципах семейно-центрированности и междисциплинарности и реализовывать три процесса – абилитацию, адаптацию и интеграцию.
Первый процесс – абилитация начинается с момента обнаружения у ребенка нарушения или задержки в развитии, а также наличия факторов социального риска, приводящих к задержке в развитии или трудностям в социализации и дальнейшей жизни ребенка.
Второй процесс – адаптация, предусматривает реализацию накопленного социального потенциала и включает в себя: формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья культурно-гигиенических навыков, навыков социального поведения, образа «Я сам», способов усвоения общественного опыта.
Третий процесс – интеграцию, можно рассматривать как взаимную адаптацию индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.
Реализация технологии раннего вмешательства является подготовительным этапом для того, чтобы в дальнейшем ребёнок мог начать посещать детский сад и школу. В связи с этим, одним из самых значимых результатов реализации технологии раннего вмешательства считается переход ребёнка в дошкольное учреждение.
Эффективность внедрения технологии раннего вмешательства определяется самими специалистами, осуществляющих реализацию технологии и получателями услуг (семьей и ребёнком) и зависит от полученной пользы для семьи и качественных изменений, произошедших в ходе реализации технологии.
Результаты реализации технологии имеют социальный эффект как для детей, так и для родителей. Так, результаты для детей достигаются области социального взаимодействия, когда у ребёнка установились позитивные социальные отношения. В данном случае оцениваются все изменения, произошедшие в области социальных отношений, взаимодействия, социального поведения ребёнка, а также участие ребёнка в социальной жизни.
Результаты для родителей определяются их уровнем компетентности в вопросах развития и воспитания ребёнка с нарушениями и пониманием семьей сильных сторон своих детей, их способностей и особых потребностей. Необходимо, чтобы родители имели представление о специфических факторах риска, состоянии и развитии ребёнка с нарушениями, могли отвечать на потребности ребёнка, как общего, так и специфического характера, связанные с конкретными особенностями ребёнка. Родителям необходимо понимать стиль обучения своего ребёнка и его предпочтения, также они должны определять, какие изменения произошли в результате реализации технологии.
Итак, в результате реализации технологий раннего вмешательства способствует:
- минимизации отклонений в состоянии здоровья детей и профилактике инвалидизации детей раннего возраста,
- организации комплексной помощи детям раннего возраста,
- повышению социально-психолого-педагогических компетенций родителей,
- улучшению психо-эмоционального здоровья родителей и повышению их активности в процессе реабилитационной работы,
- созданию благоприятного психологического климата в семье.
Библиографическая ссылка
Возмилова О.В., Абрамовских Н.В. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13796 (дата обращения: 06.12.2024).