В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования природоведческих представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей.
В исследованиях, посвященных формированию у детей природоведческих знаний (Л.С. Игнаткиной, Е. Золотовой, С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания, о приспособлении животных к среде обитания. Природоведческие представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
В процессе ознакомления детей с природой особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т.д.
Формирование природоведческих представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой и неживой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края. Содержание представлений включает ознакомление дошкольников с природно-географическими зонами края, с наиболее значимыми природными объектами (озера, реки, горы и др.), типичными для края представителями растительного и животного мира [1].
На основе анализа научно-методической литературы нами разработана программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края «Урал – батюшка».
Программа «Урал - батюшка» основана на следующих принципах:
– принцип краеведения, выражающийся в ознакомлении детей с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, историей и культурой местного края, города, района;
– принцип системности предусматривает иерархическое развертывание сведений о растениях и животных, в основу которых положена ведущая зависимость их роста и развития от среды обитания;
– принцип адаптивности предполагает гибкое, вариативное использование содержания программы в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
– принцип опоры на народные традиции во взаимодействии с природой.
Цель программы: формирование у дошкольников представлений о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи:
– обогатить и уточнить имеющиеся у ребенка знания о природе родного края;
– систематизировать данные практического опыта детей в работе с материалами неживой природы и взаимодействия с объектами живой природы;
– приобщать детей к народным традициям, связанным с народным календарем природы;
– воспитывать интерес, бережное отношение к природным объектам.
Программа имеет блочный характер. Блок «Урал – мой край родной» направлен на формирование у детей представлений о географическом положении, природных зонах, климатических особенностях Южного Урала. Основными методами являются работа с географической картой, экскурсии, рассматривание репродукций картин уральских художников, фотографий уральской природы (степные, лесные, горные пейзажи, уральские реки и озера.), чтение произведений уральских поэтов о природе (Н. Кондратковская, Л. Татьяничева), знакомство с легендами и приданиями Южного Урала. Блок «Знай, люби и сохраняй» предполагает формирование у детей знаний о заповедных местах Южного Урала («Ильменский заповедник», «Капова пещера»), знакомство с Красной книгой Южного Урала, формирование у детей навыков бережного отношения к природе. Содержание блока «Я – исследователь» ориентировано на развитие у детей познавательного интереса, исследовательского отношения к природным объектам. Блок «Народный календарь» знакомит детей с народными традициями отношения к природе, с годовым циклом народного календаря, народными календарными православными праздниками («Яблочный Спас», «Вербное Воскресенье», «Троица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев» и др.).
Программа «Урал – батюшка» включает разнообразные, увлекательные для детей способы и методы усвоения и использования природоведческих знаний в повседневной жизни, которые помогают детям выразить себя, проявить творчество. К таким методам относятся: проведение природоведческих опытов; составление гербариев, составление совместно с родителями «природоведческих маршрутов выходного дня»; различные конкурсы: «поделок из природного материала», «экологических плакатов», «знатоки родного края»; экологические акции «кормушка для птиц», «рождественская ёлочка». «Особое место в формировании представлений о природе родного края отводится проектной деятельности: Проект «моя страничка в красной книге», «Растения Южного Урала » и др.
В результате освоения программы к семи годам ребёнок:
– знает животный и растительный мир своей родного края.
– проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
– стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
– привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
– знает природоохранные объекты родного края;
– знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящимися к труду и быту земледельцев.
Библиографическая ссылка
Панкратова Н.А., Градусова Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13786 (дата обращения: 27.12.2024).