Семья является одной из важнейших ценностей, созданных человечеством. Современное общество нуждается в том, чтобы следовать традиционным семейным ценностям, включающим бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Актуальной становится подготовка к выполнению будущих семейных ролей, начиная с дошкольного возраста. Необходимость приобщения дошкольников к семейным ценностям отмечается в ФГОС ДО.
Известно, что социальная ориентация ребенка в общественной жизни начинается с образа семьи. «Образ семьи» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то что ребенок видит на примере собственной семьи .«Образ семьи» – своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишина) [5].
Изучением проблемы формирования «образа семьи» у дошкольников занимались О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, H.A. Круглова, A.A. Нестерова, Л.Г. Попова, Т.Н. Пухова, Т.В. Кузнецова и др.
Значение «образа семьи» для дошкольника заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка, через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека [2, 3].
Вместе с тем исследования показали, что стихийно складывающиеся представления детей о семье отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски».
Целью нашего исследования являлась разработка программы формирования «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска. На этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа с целью выявления содержания «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста.
Детям предлагалось ответить на вопросы: «Что означает слово семья?» «Кто такие родственники?». Ответы детей показали, что – смысловое значение слова «семья» многим детям (10 человек) непонятно, 8 детей ограничились лишь перечислением членов семьи. В ответах остальных детей обозначались: характеристика отношений в семье «просто дружба, хорошие отношения», факт коллективного проживания всех членов семьи «все вместе», «то есть много меня», «мама, папа, баба, деда», «мама, папа и я», «это взрослые и дети», «мама, папа и малыш». Еще большую трудность у дошкольников вызвало объяснение значения слова «родственники»: половина детей сказали, что слово знают, но не смогли объяснить, что оно значит. Ответы детей «ближайшие родственники это родственники, с которыми ты живёшь», «которые живут недалеко с твоим домом», «если ты не замужем, то родители и сестра», «я думаю еще бабушка и дедушка», «дети и родители»
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента и методической литературы нами была разработана программа формирования «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья».
Цель программы – формировать у детей положительный образ семьи.
Задачи:
1. Формировать представления детей о семье, внутрисемейных отношениях, семейных традициях.
2. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к членам семьи, желание принимать активное участие в жизни семьи.
3. Способствовать формированию интереса к истории своей семьи.
Программа включает следующие блоки «Мой дом, моя семья», «Что такое родословная», «История моей семьи», «Наша дружная семья», «Традиции в моей семье».
Программа включает различные формы и методы работы. Обогащению представлений о семье, семейных ролях, взаимоотношениях в семье способствует чтение художественной литературы, отражающей семейную тематику (М. Родина «Мамины руки», Я. Аким «Моя родня», Г. Виеру «Мамин день», О.Ю. Липатова «Я люблю свою сестричку», В. Осеева «Три сына»); рассматривание картин соответствующего содержания (Б. Кустодиев «На террасе», «Родовое дерево», Ф.Славянский «Семейная картина», и др.).
Важными методами, позволяющими пробудить у детей интерес к истории своей семьи и закрепить у детей знания своих родственников и близких являются: составление родословной семьи, создание книжек- альбомов о семье, изготовление семейного герба( который может отображать труд родителей, семейные традиции, семейные ценности, историю семьи).
Воспитанию чувства семьи способствует обращение к личному опыту ребенка, включение ребенка в деятельность, направленную на семью: изготовление поделок для украшения дома, подарков для близких, оформление поздравлений для членов семьи,
Уточнению и активизации представлений детей о семье способствуют разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры, домино, разрезные картинки, игры-кроссворды, отражающие различные стороны семейной жизни: хозяйство семьи, семейные праздники, труд родителей.
Особое значение в формировании образа семьи имеет взаимодействие с родителями: совместные проекты, конкурсы («Семейные традиции», «Моя родословная – образ моей семьи», Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Папа может все, что угодно», «Папа, мама, я – спортивная семья»).
Таким образом, дошкольный возраст имеет большое значение в становлении положительного образа семьи у дошкольников.
Библиографическая ссылка
Градусова Л.В., Косарева Ю.С. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13781 (дата обращения: 27.12.2024).