Современная российская система образования претерпевает значительные изменения, которые приводят к инновационным процессам в образовательных учреждениях. Постоянное обновление нормативной базы в сфере образования, перспективные общественные тенденции, требуют социальной и творческой активности педагогов.
Основная характеристика современной образовательной ситуации состоит в поиске путей модернизации системы образования. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Очень многое в системе образования определяется самими обучающими и обучающимися, поскольку их целеустремлённость, творческая инициатива и способности, нестандартность мышления, стремление к новациям являются важными характеристиками эффективной образовательной деятельности. В то же время ключевой фигурой образовательной деятельности выступает педагог как творец педагогического образования, его содержания, технологии.
Однако, инициативность большинства современных нововведений в образовании является внешней, диктуемой сверху, а значит не принимаемой большинством педагогов. Данные исследований, проводимых в области инновационных процессов в образовании, свидетельствуют, что главными мотивами обновления работы многих педагогов являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы и сделать учение интересным для детей и др., а не стремление решить кардинальные проблемы образовательного учреждения, мешающие ему развиваться, двигаться вперед.
В рамках нашего исследования мы обратимся к описанию процесса подготовки педагога образовательного учреждения к инновационной деятельности, какими бы не были новшества: нормативными, внешними или инициируемыми самим педагогом.
Инновационная деятельность в образовательной практике в настоящее время изучается с различных сторон. Большинство исследователей инновационных процессов в образовании понимают под инновационной деятельностью любое новое, нестандартное, необычное, что осваивается в конкретном образовательном учреждении. Для определения сущности инновационной деятельности педагогического коллектива мы обратились к анализу научной литературы.
Считается, что впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в ХIХ веке и буквально означал «введение некоторых элементов одной культуры в другую». С начала XX века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 30-х годах XX века австрийский экономист И. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». Систематическое изучение инновации в образовании началось в конце 50-х годов XX века в США и Западной Европе. В исследованиях американских и английских ученых (Дж. Бассет, Д. Гамильтон, Р. Хейвлок и др.) прежде всего, освещались проблемы руководства инновационными процессами. В отечественной науке и практике появление устойчивого интереса к инновациям в образовании приходится на середину 80-х годов XX века и др. [5, 17].
Инновация понимается как социально-психологическое качество деятельности (В.В. Антонюк); как процесс создания и использования нового опыта, связанного с изменениями в социально-образовательной среде (А.И. Пригожий); как преобразования и изменения в образе деятельности, стиле мышления педагога, построения целостной концепции, лежащей в основе общей системы учебно-воспитательной работы (К. Ангеловски, М.В. Кларин); как фактор стимулирования профессиональной активности педагогов (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский); как проявление творчества в педагогической деятельности (В А Кан - Калик) [7, 62].
В педагогической литературе инновации характеризуются «как актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие». [10, 128]
Инновационная деятельность, будучи сложным и многоплановым явлением, своим содержанием охватывает процесс взаимодействия индивидов, направленный на развитие, преобразование объекта, на перевод его в качественно новое состояние; системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств; особый вид творческой деятельности, что объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем.
Многообразие инновационных преобразований, проводимых сегодня в организациях образования требует серьезного научно-методического обеспечения. Обновление образования требует от педагогов и от руководителей знания тенденции инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологиями целеполагания и проектирования, диагностирования; умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Анализ сложившейся ситуации в деятельности образовательного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка и переподготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность.
На наш взгляд, только в результате эффективного управленческого содействия педагогам, включенным инновационную деятельность, приведет к обновлению и модернизации образовательного процесса. На основе анализа исследований в области инноватики нами определен следующий механизм работы по подготовке педагогов к инновационной деятельности в образовательном учреждении, который включает следующие действия:
1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.
2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью.
4. Создать единую систему мониторинга инновационной деятельности.
5. Выявить и распространить инновационный опыт.
6. Разработать и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.
Кроме создания определенных условий сопровождения внедрений инноваций в организации, необходимо понимать сущность компонентов, которые выделяются в подготовке педагогов к инновационной деятельности.
К таким компонентам можно отнести – наличие мотива включения в эту деятельность, комплекс знаний о современных нормативных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования, совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, т.е. компетентность в области педагогической инноватики.
Таким образом, осознавая значимость и необходимость специальной подготовки педагогов к инновационной деятельности в образовательной организации, мы определились с перспективами дальнейшего исследования в данной области и планируем содержательно прописать мероприятия, направленные на формирование готовности педагогов по каждому компоненту подготовки.
Библиографическая ссылка
Языкова Е.А., Санникова Л.Н. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13777 (дата обращения: 27.12.2024).