Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Занятие физической культурой и спортом во многом определяется адекватностью физических нагрузок, индивидуальным особенностям занимающегося, его функциональным возможностям и другим показателям. Только при такой адекватности, может быть, достигнут оздоровительный эффект, рост и стабильность спортивных результатов. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.
Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требуют ограничения физических нагрузок и занимаются физической культурой в специальной медицинской группе (далее СМГ). Подбор физических упражнений, средств и методов обучения, развития и воспитания студентов, занимающихся в этой группе, осуществляется с учетом специфики имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В высших учебных заведениях комплектование СМГ происходит по приказу после прохождения медосмотра первокурстников, или после предоставления студентом справки от лечащего врача о наличии заболевания и необходимости занятий в СМГ.
Занятия физической культурой в СМГ направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств и овладение средствами и методами самоконтроля за состоянием здоровья. Для этого на занятиях всемерно используются общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений. Постоянный педагогический, врачебный и самоконтроль — необходимое условие безопасности, эффективности занятий физкультурой в этих группах.
Специальная медицинская группа в вузах, комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья и делится на группы: «А» - формируется из студентов с сердечнососудистыми и легочными заболеваниями; в «Б» зачисляются студенты с заболеваниями внутренних органов, нарушениями обменных процессов; в группу «В» - с нарушением зрения и функции опорно-двигательного аппарата.
Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, как правило, реализуют прохождение раздела или всего предмета теоретическим изучением программного материала по физической культуре: защитой рефератов, докладов.
На занятиях в СМГ применяется большое количество доступных по координации одновременных движений в нескольких суставах. Упражнения с сочетаннием работы мышц ног и верхнего плечевого пояса больше всего стимулируют обмен веществ и кровообращение, активизируют работу ЦНС. В содержание каждого занятия включаются гимнастические, коррегирующие, дыхательные упражнения и стретчинг - упражнения на растяжку, которые делают мышцы более эластичными, а суставы - подвижными и гибкими.
Основным преимуществом гимнастических и коррегирующих упражнений является удобная дозировка физической нагрузки при их выполнении, что особенно важно для студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья и с низким уровнем физической подготовленности, а именно такими и являются в подавляющем большинстве студенты специальной медицинской группы.
Дыхательные упражнения, применяемые на занятиях в этой группе условно можно подразделить на дыхательные упражнения «статического» и «динамического» характера.
К дыхательным упражнениям «статического» характера относят те упражнения, в которых участвует собственно дыхательная мускулатура – мускулатура диафрагмы и межреберные мышцы. Если в акте дыхания участвуют и другие мышцы, то это динамическое дыхательное упражнение, а таковых подавляющее большинство. При выполнении дыхательных упражнений необходимо научить студентов правильному дыханию – бесшумному носовому дыханию.
Циклические упражнения ходьба, бег, плавание – используются в занятиях со студентами специальной медицинской группы в качестве первоосновы для развития выносливости и укрепления мышц.
Игровые упражнения для студентов специальной медицинской группы проводятся чаще всего с мячами: волейбольными, футбольными, баскетбольными, с мячами от большого и настольнольного тенниса. Игры на занятиях физической культурой проходят по упрощенным правилам отдельных спортивных игр. Главная цель применения этих упражнений – повышение функциональных возможностей организма, развитие и повышение двигательной активности, технической подготовленности, а так же формироваания позитивных мотиваций к двигательной активности на фоне эмоциональной насыщенности занятия.
Студенты СМГ для поддержания необходимого уровня общей и учебной работоспособности, должны сознательно относится к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания для его улучшения.
Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на все органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную. Физическое здоровье является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, успеха и благополучия в профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Овчинникова А.А., Новичихина Е.В. СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13756 (дата обращения: 27.12.2024).