Игнорирование закономерностей становления функциональных систем мозга и формирующихся на их основе психических функций приводит к тому, что старший дошкольник нагружается учебной информацией в ущерб двигательной, игровой деятельности детей. Именно эти виды деятельности способствуют формированию тех структур и функций головного мозга, которые войдут в основу учебной деятельности: пространственной ориентации, произвольной регуляции, моторики, способности анализировать и сопоставлять, отделять главное от второстепенного. Минимизация двигательной активности оказывает неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, умственную деятельность и успеваемость.
Таким образом, актуализируется проблема, связанная с минимизацией двигательной активности дошкольников на пороге школьного обучения, которая отрицательно влияет на развитие познавательных способностей и физических качеств детей.
Кроме этого, педагогами ДОУ используется большое количество разнообразных подвижных игр без четкой дифференциации их по принципу преимущественного развития физических качеств и психических процессов детей. Данная проблема обозначена в работах Н.И. Дворкиной [2].
В связи с этим, в нашем исследовании, важно выявить взаимосвязь в развитии познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников именно в процессе игровой деятельности детей, которая положительно влияет на физическое здоровье, готовность детей к обучению в школе, успешную адаптацию к учебной деятельности и усвоение школьной программы.
Многочисленные исследования учёных (Л.С. Выготский, М.М. Кольцова и др.), свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. В исследовании Г.Н. Голубевой [1] и др. (А.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко, Н.И. Дворкина, Г.Г. Попов и др.) рассмотрена взаимосвязь между показателями физических и психических качеств у дошкольников.
Таблица 1
Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников в процессе подвижных игр
Особенности развития познавательных процессов детей |
Особенности развития физических качеств детей |
Особенности использования подвижных игр |
Внимание - доминирует ориентация на слова и указания педагога. У детей формируется произвольное внимание, но непроизвольное остаётся преобладающим. Внимание сохраняется при поддержании интереса со стороны детей к чему-либо. |
Быстрота – детям доступна сложная реакция (реакция на движущийся объект и реакция выбора), то есть проявляется быстрота реакции в эстафетах, подвижных играх. |
Подвижные игры с выполнением заданий по определённому сигналу; с построениями и перестроениями, требующие концентрации внимания и повтора заданий до 3-4 раз. |
Память - относительная роль непроизвольного запоминания снижается, прочность запоминания возрастает (ребёнок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок). Объём фиксируемого материала определяется эмоциональным отношением к нему, актуализацией образных компонентов мышления. |
Ловкость – дети согласованно, последовательно выполняют движения, проявляют быструю сообразительность, инициативу в неожиданно изменяющихся условиях подвижной игры, используя пространственные и временные ориентировки. |
Выполнение основных движений (бег, прыжки, метания, лазания), направленных на развитие двигательной памяти: -запоминание; -припоминание техники двигательного действия в процессе игры. |
Мышление - доминирует образное мышление. Развитие теоретического мышления. Самостоятельное принятие решения и нахождение выхода в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. |
Сила – у детей прослеживается слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Преобладание тонуса мышц-сгибателей, хорошей реакцией ССС на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. |
Подвижные игры с выбором определённых действий, направленных на успешность ребёнка в игровой ситуации. Повторность, последовательность, усложнение двигательных действий и заданий на быстроту реакции детей в процессе игры. |
Воображение - развитое продуктивное воображение. Присущий детям реализм воображения, умения видеть целое раньше части, эмоциональная насыщенность и выразительность как основа личностного знания, его надситуативно - преобразовательный характер, мыслительно-практическое экспериментирование как способность к включению предмета в новые ситуационные контексты. |
Выносливость – дети обладают большими и возможностями в проявлении общей выносливости. Выполнение упражнений (игровых заданий) на фоне утомления в силу эмоционального состояния детей может привести к нежелательным результатам, т.к. энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. |
Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является наличие замещающей деятельности и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является ориентировка в пространстве. |
Восприятие - характерно восприятие движения, пространства, времени. Доминирование образности, эмоциональности, природной любознательности, иррационального способа познания. |
Гибкость – у детей опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью. Соответственно объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно. Недостаточная подвижность в суставах может послужить причиной медленного усвоения навыка. |
Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является проявление инициативы, самостоятельности, уверенности и настойчивости. |
«Физические качества» определяют как врождённые морфо-функциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Это сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость [6]. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств дошкольников (О.В. Решетняк, Т.А. Банникова). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, А.В. Запорожец, А.П. Ерастова и др.). Значит, будет уместным говорить и об обратной зависимости, т.е. от уровня развития физических качеств детей будет зависеть успешная адаптация и усвоение школьной программы ребёнком.
Исследования российских учёных (А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.В. Теплов и др.) показали, что на каждой ступени возрастного развития определяется деятельность, которая приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида. В старшем дошкольном возрасте развитие физических качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Исследования физкультурной деятельности дошкольников (Л.Н. Волошина, Н.И. Дворкина, Л.М. Степанова и др.) показали, что использование определённых подвижных игр способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.
В ходе нашего исследования мы выявили взаимосвязь в развитии познавательных способностей и физических качеств у старших в процессе подвижных игр [7]. Данные представили в табл. 1.
Таким образом, мы определили, что двигательная деятельность старших дошкольников находится во взаимосвязи с перестройкой их умственных процессов. Важно учитывать особенности использования подвижных игр, которые определяют благоприятную динамику в развитии физических качеств и интеллектуальных способностей детей. В процессе организации подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий определят новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.
Далее, мы определили комплекс подвижных игр (30), который направлен на развитие познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников. В табл. 2, мы приводим пример 10 подвижных игр.
Важно подчеркнуть значение подвижных игр с речитативами в разработанном нами комплексе, которые эффективно влияют на развитие памяти, внимания, воображения, ловкости, быстроты у старших дошкольников.
В итоге исследования нами сформулированы следующие выводы:
1. Выявлена взаимосвязь в развитии физических качеств и познавательных способностей у старших дошкольников в процессе организации подвижных игр.
2. Подвижные игры с речитативами являются оптимальным средством развития психических процессов дошкольников, использование которых положительно влияет на развитие физических качеств детей.
3. Разработанный нами комплекс дифференцированных подвижных игр для старших дошкольников, который основывается на выявленных особенностях развития физических качеств и психических процессов детей, ведущие из которых: ловкость, быстрота, скоростно-силовая выносливость, память, воображение, восприятие, мышление, внимание. Важно отметить, что скоростно-силовая выносливость рассматривается нами не только как способность выполнять работу на фоне развивающегося утомления, не снижая его интенсивности, но и как учебная работоспособность. Данный комплекс рекомендован педагогам дошкольных образовательных учреждений для активизации двигательной деятельности детей в процессе физического воспитания.
Таблица 2
Комплекс подвижных игр, на развитие познавательных способностей и физических качеств старших дошкольников и младших школьников
№ п/п |
Название подвижных игр |
Психические процессы |
Физические качества |
|||||||
Мышление |
Внимание |
Воображение |
Восприятие |
Память |
Быстрота |
Ловкость |
Сила |
Выносливость |
||
1 |
«Вызов номеров» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
2 |
«Хитрая лиса» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
3 |
«Охотники и утки» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4. |
«Два мороза» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
5. |
«Мы весёлые ребята» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Библиографическая ссылка
Шилоносова А.Н., Ильина Г.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13739 (дата обращения: 27.12.2024).