Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Жумагалиева Л.У. 1 Искандеров Н.Ф. 1
1 Оренбургский государственный педагогический университет
1. Методика преподавания физики в 6-7 классах средней школы. Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. Изд. 3-е, перераб. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
2. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
3. Горячев П.П. Гелиотехнические установки // Физика в школе. 1957. №2. С. 17-21.
4. Бартош Е.Т. Локомотивостроение в шестой пятилетке //Физика в школе. 1957. №4. С. 9-28.
5. Новости советской науки и техники. Применение искусственно-радиоактивных веществ к изучению процессов, происходящих в металлах и сплавах // Физика в школе. 1953. №2. С. 15-19.
6. Новости советской науки и техники. Газогенераторные тепловозы // Физика в школе. 1953. №4. С. 13-17.
7. Жадин К.П. Релейно-контакторная и электромашинная автоматика // Физика в школе. 1956. № 3. С. 6-16.
8. Китаев Е.В. Современный уровень техники проводной связи // Физика в школе. 1954. №5. с. 6-18.
9. Методика преподавания физики в средней школе. Пособие для учителей. П.А. Знаменский. Изд. 2-е, перераб. Ленинград, Просвещение РСФСР, 1954.
10. О преподавании физики в восьмилетней школе. Под редакцией Л.И. Резникова. М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1961.
11. Чумак А.В. Достижения отечественного сельскохозяйственного машиностроения // Физика в школе. 1954. №2. С. 12-21.
12. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: пособие для учителя / А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий и др.; Под ред. А.В. Усовой. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. 319 с.: ил.- ISBN 5-09-001313-6
13. Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики»: 9 класс. М.: ВАКО, 2007. 160 с. (Мастерская учителя). ISBN 978-5-94665-506-4
14. Николаева М.В, Кузьмина Р.Ф. Урок по физике и химии в V классе « Тайны маминой кухни» // Физика в школе. 2003. № 6.0 С. 30-33.
15. Васильева С.В. Интегрированный урок по теме «Термодинамика биологических систем» в Х классе // Физика в школе. 2010. №5. с. 12-18.
16. Белявская Г.В. Природа и человек (элективный курс) // Физика в школе. 2008.-№3. С. 46-48.
17. Извочкина Н.А. Физика и медицины (предпрофильный элективный курс) // Физика в школе. 2010. №5. С. 52-61.
18. Булатов Е.О. Решение задач с биофизическим содержанием // Физика в школе. 2010. №5. С. 31-33.
19. Картаева Г.М, Жумадинова Н.Т. Задачи по физике о живой природе // Физика в школе. 2002. №5. С. 49-51.
20. Морозова Т.Ю. Межпредметный урок на тему « Атмосферное давление» // Физика в школе. 2002. №5. С. 28-30.
21. Газиева В.К. Шестакова Е.В. Совместный урок физики и литературы «Путешествие в страну «Мир световых явлений»» // Физика в школе. 2000. №1. С. 30-34.
22. Елагина А.М. Урок – поэтическое представление «Окно в мир прекрасного» // Физика в школе. 2000. №1. С. 35-36.
23. Величко Н. Физика и лирика // Физика в школе. 2010. № 6. С. 35-37.
24. Усова А.В. Шефер О.Р. О воспитании гражданственности и нравственности в процессе обучения физике // Физика в школе. 2003. №3. С. 24-27.
25. Малахов А.А. Глаз как оптическая система // Физика в школе. 2010. №1. С. 38-43.
26. Куренева Т.В. Механика и анатомия человека // Физика в школе. 2005. №8. С. 15-20.
27. Ушакова О.В. Физика человека // Физика в школе. 2005. №8. С. 20-22.
28. Данильченко Г.Д. Физика дома и в доме // Физика в школе. 2008. № 3. С. 35-37.
29. Брынева В.В. Физика сельского хозяйства. Экология // Физика в школе. 2007. №4. С. 46-48.
30. Степанов Д.Л. Физика и сельское хозяйство // Физика в школе. 2007. №4. С. 49-53.
31. Сакович Л.П. Топливно-энергетический комплекс Сахалинской области // Физика в школе. 2007. №3. С. 35-37.
32. Глобальное потепление климата // Физика в школе. 2006. №6. С. 3-10.
33. Жорина Л.В. Солнечное излучение и мы. Сквозняк и другие явления//Физика в школе. 2006. №6. С. 37-41.
34. Искандеров Н.Ф, Лушкина А.В. Методика организации краеведческого подхода в обучении школьной физике на основе психологии восприятия окружающего мира // Научные проблемы гуманитарных исследований, вып. №3, Пятигорск. 20012. С. 71.

Краеведение и физика? На первый взгляд, нам покажется, что между этими понятиями нет ничего общего, но это только лишь на первый. Исходя из определения физики, мы знаем, что она изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Физика – это одна из самых основных наук о природе; это научная основа современной техники [1]. А под краеведением понимается комплексное изучение природы, населения, хозяйств, истории и культуры какой-либо части страны, природного края, населенных пунктов с их ближайшим окружением. Рассматривая физику как науку, и краеведение как область познания окружающего мира, мы можем сделать вывод, что между ними мало общих черт. Однако, если вести речь о методе преподавания, то между этими понятиями можно найти точки соприкосновения – и получить такое направление как краеведческая деятельность.

Краеведение является эффективным средством, позволяющее сформировать те ценности, которые необходимы именно сегодня – патриотизм, духовность, национальное самосознание, эмоционально-ценностное отношение личности ученика к действительности. И именно использование краеведческого материала в процессе преподавания физики в школах позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающегося мира, сознательного выбора профессии, воспитание бережного отношения к природе и природных ресурсов, создаст предпосылки для познавательной деятельности, устойчивый интерес учащихся к физике, повышении их обучаемости, воспитанности и социальной активности. [2] Содержание краеведческой работы по физике заключается в целенаправленном, систематическом, и определенным образом организованным изучении физических и технических характеристик природных ресурсов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских учреждений в целях использования собранного материала в преподавании физики и других политехнических дисциплин.

Анализ научно-методической литературы, методических пособий, программ изучения курса физики и состояния преподавания физики в современных школах показывают, что краеведческие материалы в процессе обучения очень редко используются. Нами было исследовано большое количество журналов «Физика в школе» за большой промежуток времени, и можно сказать, что особенно большой размах краеведческая работа получила в 50-60-е годы, когда школы стали организовывать массовые экспедиции, производственные экскурсии учащихся по изучению родного края. Довольно часто опубликованные в журналах статьи в своем названии содержали термин «краеведение».[3,4] В последующие годы интерес к материалам краеведческого характера в журнале «Физика в школе» уменьшился. После 60-х годов реже стали наблюдаться статьи с краеведческим названием, но материал краеведческого характера по-прежнему сохранился в журнале. Физические явления и процессы использовались в таких областях, как производство, сельское хозяйство и другие. На смену уже устаревшего раздела «Новости советской науки и техники» приходит новая рубрика «Наука и техника», также содержащая в себе краеведческий материал, но уже в меньшей степени. [5-8]

Значительный воспитательный заряд несет сама организация краеведческой работы. По физике она часто проводиться в таких направлениях:

– изучение производственного окружения школы, экскурсии на местные предприятия и в научно-исследовательские лаборатории;

– организация краеведческих экспедиций и экскурсий;

– посещение и изучение материалов краеведческих музеев;

– анализ местной литературы и производственно технической информации;

– биографии знаменитых людей, соотечественников, земляков, связанных с физикой.

Активное участие школьников в краеведческих экспедициях и экскурсиях расширяет их общий и политехнический кругозор, способствует воспитанию у учащихся большого патриотического чувства, развивается чувства коллективизма, ответственности, формируются навыки творческой и исследовательской деятельности [2].

Одна из основных задач преподавания физики в школе – формирование научного мировоззрения. Становление мировоззрения человека происходит с момента его рождения, путем нахождения себя и своего места в мире. Формирование научного мировоззрения – сложный, многосторонний, многозначный процесс. При обучении в школе особенно происходит формирование научного мировоззрения человека. Физика – это один из предметов, имеющих существенное значение при формировании научного мировоззрения. Поэтому именно учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в конечном итоге, привести к формированию у учащихся диалектико-материалистического миропонимания. Именно эта задача является одной из главных задач работы осуществляемой в школе. Решением данного вопросы могут служить вводные уроки, экскурсии на производство, на совхозные объекты, проведение дополнительных занятий – эти занятия направят учебную, познавательную, и поисковую деятельность учащихся. Ведь целью школьного физического образования является формирование обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания т.е. формировании научного мировоззрения [9, 10].

Физика – это научная основа техники, поэтому ей как учебному предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обучении. Физика предоставляет большие возможности для ознакомления учащихся с физически принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организаций труда. Можно выделить такие отрасли техники, которые содержат в себе закономерности физики, в качестве своей научной базы, как машиностроение [11], транспорт [6], связь [8] и т.д. Это позволяет вооружить учащихся знаниями о физических процессах современного производства, техники и технологии; выработать умения и навыки обращения с приборами управления, источниками энергии, способами преобразования ее и использования; сформировать определенные качества личности – положительное отношение к труду, профессиональной направленности, творческой активности, развитие исследовательских умений. Надлежащее место должен находить материал, позволяющий ознакомить учащихся с предприятиями родного края, заводами, фабриками, людьми, управляющими данной техникой. Положительной стороной данного обучения будет предотвращение отрыва между теорией и практикой.

С наступлением 90-х годов наблюдается новое явление – интеграция научных знаний физики с другими областями, объединение их в единое целое, стирание граней между ними [12]. При изучении краеведческого материала, мы редко можем встретить такие объекты, где наблюдаются чисто физические знания. Например, в сельском хозяйстве – необходимы знания как физики, так и биологии, в производстве Основной целью данного курса стала необходимость развития в процессе изучения физики способностей, позволяющих получать дополнительные сведения из смежных областей знаний. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию [13]. В результате возникают научные дисциплины, которые находятся на стыке нескольких наук. Важность интегративного подхода к обучению ни у кого не вызывало сомнения, так оно диктовалось потребностью общества, культуры и всего человечества.

Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов и в общественно полезном труде. Современная наука характеризуется все возрастающим взаимным проникновением различных наук. В целях реализации прогрессивного развития промышленности, сельского хозяйства, медицины и т.д. требуется объединение достижений в области физики, математики, биологии химии и других наук. Этот процесс должен находить свое отражение и в преподавании школьных учебных предметов.

Современная физика развивается в тесной связи с математикой. Математические методы широко используются в физике, как для обработки опытного материала, так и для разработки теорий; они дают возможность глубже проникнуть в тайны природы. В свою очередь физика оказывает значительное внимание на развитие математики. Межпредметная связь между школьными курсами физики математики содержит большие возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой их этих дисциплин, поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения [12].

Естественно, что в школьном преподавании также существует тесная взаимосвязь курсов физики и химии. Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, поскольку на уроках по этим предметам одни и те же явления и процессы рассматриваются с разных сторон. Здесь в полную меру проявляются и фактические, и понятийные, и теоретические межпредметные связи. Важнейшие теоретические межпредметные связи физики и химии обусловлены изучением одних и тех же теорий: молекулярно-кинетической и электронной, теории строения атома и др.

Важные формы связи преподавания физики и химии – решение физико-химических или химико-физических задач, проведение комплексных экскурсий, совместных, например, вечеров занимательной физики и химии, организации физико-химических кружков, изготовление наглядных пособий, необходимых для изучения как и физики, так и химии. [14]

Давней и плодотворной является взаимосвязь физики и биологии. Можно назвать немало выдающихся физиков, внесших свой вклад в развитие биологии, и естествоиспытателей, открывших фундаментальные физические законы. Это всемирно известные физики Гельмгольц, врач Майер, ботаник К.А. Тимитязев и др. П.Н. Лебедев, приветствуя К.А. Темирязева в связи с его семидесятилетием, сказал ему: « Мы, физики, считаем Вас физиком!» [1].

Связь физики с биологическими науками расширяется, и возникают такие науки, как биофизика, бионика и др. эти межнаучные связи находят отражение в изучении соответствующих учебных дисциплин.

Осуществление межпредметных связей на уроках физики способствует выполнению таких требований как знание современной научной картины миры, приобретение и применение знаний, полученных в школе и в повседневной жизни.

Чтобы объединить знания учащихся из разных областей – физики, истории науки, географии, биологии – и показать всевозможные проявления в природе, технике, медицине проводят интегрированные уроки[15], элективные курсы[16, 17], решение задач с физическим содержанием [18, 19] [20].

Программы элективных курсов по физики предназначены для расширения знаний учащихся по предмету. Курсы представляют школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека, ведь школьная программа по физике, как правило, не углубляется в физическую суть природных явлений. Природа необычайна разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Расширяет знания учащихся по физике, формирует основы естественнонаучной картины мира, и показывает место человека к ней; помогает развитию интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности. [14].

Связь с литературой на занятиях по физике выражается прежде всего в использовании примеров из художественной и научно-популярный литературы или фольклора, образно описывающих то или иное физическое явление, историческую обстановку, образ ученого и т.п. Например. Проведение совместных уроков физики и литературы, показывающие внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимообогащение науки и искусства; демонстрирование поэтичности физики и необходимость знаний ее законов; умение логично и образно выражать свои мысли [21, 22, 23].

Важнейшей задачей школы является воспитание учащихся. И на разных этапах развития общества она решалась по-разному. Цель современной школы – воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям. Организуя процесс обучения учитель должен наряду с сообщением новых знаний и формированием у учащихся умений и навыков учебного труда развивать у них высокие моральные качества (коллективизм, гуманизм, честность, добросовестность); любовь и гордость за свою Родину; гражданственность, активную жизненную позицию; осознание своего долга перед обществом.

Наиболее эффективными будут следующие средства воспитания у учащихся патриотизма, любви и гордости за свою Родину – включение фрагментов о жизни и научных поисках ученых в объяснении учителя при изучении соответствующих тем курса физики; сообщения учащихся на учебных занятиях о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники; проведение учебных конференций, посвященных вопросам истории науки и техники; проведение вечером, посвященных юбилейным датам ученых и инженеров; выпуск стенгазет и рекомендация популярных книг, освещающих жизнь ученых и изобретателей.

Примеры жизни и деятельности творцов науки и техники – лишь одно из возможных средств воспитания учащихся, но особенно эффективно воспитание гражданственности и нравственности школьников [24].

С психологической точки зрения, мы можем заметить, что процесс обучения имеет схожие черты с процессом изучения окружающего мира.

Жумагалиева.tif

Схема 1

Процесс познания ребенка с исследования малой области окружающего мира с помощью тактильных ощущений. Сначала познается пространство вокруг себя, на расстоянии вытянутой руки. Потом расстояние увеличивается, во внимание включаются сочетания зрительного и слухового аппарата. Затем границы познания расширяются, выходя за пределы комнаты, дома, города и т.д. Область изученного пространства непрерывно растет от ближней зоны к дальней. [34]

Используя схему организации познавательного пространства ребенком, мы можем организовать процесс изучения краеведческого материала в физике: явления, связанные именно с личностью человека [25, 26, 27] – процессы, происходящие в ближайшем окружении [14, 28] – процессы, имеющие отношение к населенному пункту личности (производства, сельское хозяйство) [29, 30, 31] – малый край человека, область (природные явления) [19, 32, 33, 16] и т.д.

При помощи данного подхода мы можем построить элективный курс по физике «Краеведение для своего региона». Касательно нашей Оренбургской области и г. Оренбурга можно провести краеведческие экскурсии разных отраслей промышленности:

– Топливная – Газпром добыча Оренбург, Уралнефтегазпром;

– Химическая – Нефтемаслозавод;

– Металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия – Завод металлоконструкций, Гидропресс

Активное участие школьников в краеведческих экспедициях и экскурсиях расширяет их общий и политехнический кругозор, способствует воспитанию у учащихся большого гражданского чувства – патриотизма и любви к родному городу. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предприятием, выясняют его историю, узнают о новаторах производства и, что особенно важно с точки зрения физики, о внедрении науки в производство, техническом прогрессе в данной отрасли промышленности и на предприятии. Во время экспедиций у ребят будут развиваться чувства коллективизма, дружбы, ответственности, а также формируют навыки творческой и исследовательской деятельности. Таким образом, уже в процессе организации и проведения краеведческой работы по физике осуществляется нравственное и трудовое воспитание. А также профессиональная ориентация школьников.


Библиографическая ссылка

Жумагалиева Л.У., Искандеров Н.Ф. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13716 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674