Для современной России, находящейся на пути перехода к инновационной экономике, чрезвычайно важна модернизация регионов Сибири и Дальнего Востока в целях укрепления своего геополитического статуса и экономической безопасности. В связи с этим, привлечение в эти регионы иностранных инвестиций является одной из основных стратегических задач нашего правительства. Реализация этих планов во многом зависит от активного участия Китая в проекте создания зон опережающего экономического развития и от успешного привлечения китайских инвесторов. Таким образом, анализ факторов, влияющих на поток китайских инвестиций, в частности, в иностранный производственный сектор, представляется особенно актуальным.
Проведенное исследование показало, что статистические данные китайских и американских источников на данную тему в целом совпадают, что позволяет считать используемые данные надежными. Объем китайских инвестиций в мировое производство вырос с 907 млн долл. в 2006 году до 4.7 трл долл. в 2010, однако в общем потоке инвестиций 2010 года составил всего лишь 6%, существенно уступая объему инвестиций в сферу услуг, финансовый сектор и энергетику [10]. В 2013 году объем инвестиций в производственную сферу существенно увеличился, но по-прежнему составил лишь 5.6% общего потока вложений за рубеж (17,8 триллионов долларов) [7]. Главным образом инвестиции направлялись в сферу производства телекоммуникационного оборудования, транспортного оборудования, текстильную промышленность, производства обуви и головных уборов, а также производства бумаги и медикаментов.
Однако источники расходятся в том, какие страны наиболее привлекательны для инвесторов. Официальная статистика КНР определяет Гонконг как отдельную территорию и, соответственно, указывает на то, что около 60% (2010) инвестируется в компании Гонконга [1]. Эта статистика бесполезна, так как Гонконг является лишь промежуточным пунктом для инвестиций, которые далее направляются за рубеж. Согласно независимым китайским исследованиям, США, Бразилия, и страны Африки привлекают наибольшее количество инвестирования. Американская исследовательская организация The Heritage Foundation выделяет в Топ 3 США, Канаду и Австралию. Согласно китайским исследованиям, США, Бразилия, и Эфиопия привлекают наибольшее количество инвестирования [8]. Американская исследовательская организация The Heritage Foundation выделяет в Топ 3 США, Канаду и Австралию [13].
Внутренние факторы. Push factors
Инвестиции служат поддержке экспорта китайской продукции в данную страну и обеспечению большего доступа к внутреннему рынку [6]. Кроме того, китайские компании вынуждены искать более выгодные условия ведения бизнеса за рубежом, так как в течение последних 10 лет стоимость рабочей силы в Китае увеличилась на 187%, цена на электричество на 66%[11]. Государство также активно поддерживает политику китайских компаний «走出去» или «Go global» в силу следующих причин:
– Накопление больших запасов иностранной валюты за годы стремительного экономического роста
– Рост курса юаня (что делает экспорт произведенной в Китае продукции дороже)
Внешние факторы. Pull factors
Приток китайских инвестиций в определенные страны определяется следующими группами внешних факторов:
1. Политические факторы.
– Совместные высказывания/исследования лидеров/ведущих политиков о поощрении инвестиций, соглашения и т.д. (Shanghai Zhongfu Group поддержали проект инвестирования в производство сахарного тростника Австралии после того как власти двух стран провели совместное исследование об инвестиционном сотрудничестве)
– Одобрение Коммунистической партии (соответствие вложений внешнеполитической ситуации необходимо для получения разрешения китайских властей на большие проекты)
2. Экономические или рыночные факторы.
– Возможность приобретения для китайской стороны современных навыков менеджмента в условиях глобальной конкуренции [3]
– Наличие узнаваемого бренда [5]
– Возможность трансфера передовых технологий и исследовательских разработок
3. Латентные факторы, которые вступают в силу при условии наличия вышеперечисленных экономических и политических факторов и определяют наиболее подходящую компанию из числа приемлемых.
– La guanxi 关系 [2]
– Политическая поддержка местных властей
– Наличие конкурирующих инвесторов, при условии геополитической важности региона
La guanxi предполагают наличие знакомого человека (guanxihaw) в структуре компании, в которую направляются инвестиции, либо человека, не относящегося к компании, но знакомого обеим сторонам, который представляет компанию инвесторам. Человеческий фактор очень важен в данном случае, так как la guanxi основаны на принципе услуги за услугу и построение эффективных la guanxi является обязательным условиям успешного ведения бизнеса с китайской стороной. Примером может служить инвестирование 218 миллионов долларов компанией 科尔集团有限公司 (Keer Group) в производство хлопка в США. Председатель Keer Group мистер Джу сообщил в своем интервью [12] о том, что благодаря содействию мистера Линг Синвея из Министерства торговли Южной Каролины, компания сделала выбор в пользу этого штата. Интересно, что этот же человек поспособствовал инвестированию еще одной китайской компании, JN Fibers Inc, в производство переработанного полиэстера в Южной Каролине [4]. Вице-президент компании отметил, что вложение 45 миллионов долларов стало возможным во много благодаря помощи господина Линга, который является американцем китайского происхождения. Кроме того, важно заметить, что успешный опыт одной китайской компании стимулирует другие [14].
Вторым важным скрытым фактором является наличие поддержки местных властей. Китайский инвестор 华坚集团 (Huajian Group) сделал вложение в производство обуви в Эфиопии после того как премьер-министр Мелес Зенауи лично пообещал поддержку вице-президенту компании Хелен Хай. По ее словам [9], решение об инвестировании было основано, в том числе, на том, что компания увидела сходство между китайскими и эфиопскими властями, которые умело применяют на практике разработанные политические концепции, и тем самым внушают уверенность инвесторам. В США местные власти некоторых штатов в своем стремлении привлечь китайские инвестиции максимально облегчали инвесторам административную работу. Для того чтобы убедить компанию Henan's Golden Dragon Precise Copper Tube Group инвестировать в производственный сектор Алабамы, местные власти организовали ей встречу со всеми представителями государственных структур в один день в одном месте, что помогло Golden Dragon своевременно получить ответы на интересующие их вопросы.
Третий латентный фактор: наличие конкурирующих инвесторов, при условии геополитической важности региона. Например, JAC Motors заявили о своем желании инвестировать в бразильское производство на следующий день после того как Японская компания Nissan Motor Company инвестировала 1.4 триллиона долларов в автомобильную промышленность Бразилии [16].
Таким образом, привлечение китайских инвестиций в производственный сектор определяется многочисленными факторами, важнейшими из которых являются неочевидные, латентные факторы, имеющие отношение к особенностям китайской культуры и менталитета.
Библиографическая ссылка
Дементьева Ю.Д. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОТОК КИТАЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНОСТРАННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕКТОР // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13650 (дата обращения: 23.11.2024).