У каждого народа есть свои собственные представления об окружающем мире и о людях, населяющих его. В обществе складываются определенные стереотипы – некоторые устойчивые образы какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением [1, 2]. Рассмотрим, каким предстает образ ученого в современной культуре. Всех задействованных в сюжетных коллизиях ученых можно разделить на несколько типизированных культурных масок. Безумный ученый: идет на любые жертвы, в т.ч. человеческие (мейстер Квиберн, книга «Песнь Льда и Пламени»); рассеянный ученый: гениален в своей области и беспомощен в быту; помогает героям (Дэниэл Дэвис, книга «Дверь в лето»); заботливый ученый (чаще женщина): тепло относится к тем, над кем экспериментирует; часто один из героев – его/ее бывший подопытный (Тви Чан, манга «D.Gray-Man»); всемогущий ученый: появляется, когда автору необходимо быстро помочь герою (Люциус Фокс, комиксы серии «Бэтмен»); ошибающийся ученый: озвучивает вероятность важного события, которая затем окажется ошибочной (Джек Холл, фильм «Послезавтра»); ученый-подопытный кролик: проводит эксперимент на себе, затем превращается во что-то опасное; впоследствии раскаивается (Брюс Беннер, комиксы серии «Халк»); привлекательный ученый: несмотря на сидячую работу, отлично сложен и одет; часто является одним из любовных интересов героя/героини (Джейн Фостер, фильм «Тор»); ученый-изобретатель: создает что-либо потенциально опасное, после теряет к своему изобретению интерес (Нина Эйнштейн, аниме «Code Geass»); боевой ученый: способен не только заниматься исследованиями, но и участвовать в сражениях (Мохиндер Суреш, телесериал «Герои»); псевдоученый: появляется в рекламе, обязательно в белом халате; заявляет, что их псевдонаучная организация, которой в реальности не существует, «доказала» превосходство рекламируемого продукта над его аналогами. На самом деле отношения к науке не имеет. Полноценно проработанный образ ученого в масс-культуре встречается редко; более того, часто «ученый» в произведении даже не имеет четко выраженной специализации.
Библиографическая ссылка
Садкеева Н.А., Шунейко А.А. ОБРАЗ УЧЕНОГО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13625 (дата обращения: 08.11.2024).