В России существуют несколько центров лаковой миниатюры: Палех, Холуй, Федоскино и Мстёры. Все эти центры лаковой миниатюры появились примерно в одно время (30-е годы ХХ века) в местах, где существовало развитое иконописание. События начала века, которые привели к упадку иконописного промысла, повлияли на направленность творчества иконописцев. После долгих им пришлось перепрофилироваться, так и появилась на Владимиро-Суздальской земле лаковая миниатюра. Стоит отметить, что в последние годы интерес к данному виду изобразительного искусства возрос не только за границей, но и в нашей стране. Многим людям, хочется украсить свою жизнь, заколочкой, брошкой, шкатулкой с удивительным рисунком.
Каждый центр лаковой занимается в основном живописью темперными красками по изделиям, выполненным в технике папье-маше, а основным сюжетом исконно является сказочная, бытовая или историческая тема. Но, не смотря на внешнюю схожесть, изделия различных регионов имеют свои особенные черты. В данной работе мы постараемся выявить особенности лаковой миниатюры Мстёры.
Стоит отметить, что особенный стиль миниатюры Мстёры появился не сразу, она вобрала в себя новгородскую и Строгановскую школу живописи. Первоначально стиль миниатюры имел два путя развития: так работы Н.П. Крылова и И.А. Фомичёва тяготеют к реалистическому изображению, а И.Н. Морозова наоборот отдаляются от него. Но в, то, же время имеется и общая черта: преобладающая условность приёмов, особую роль играет пейзаж, чья суть состоит в единстве цветового многообразия, достигаемого градацией цветовых и оттенков, написанных мелкими, узорными мазками. Художник Е. В. Юрин положил начало орнаментальному направлению, он привносит древний русский орнамент как узор, помимо главного изображения, заполняющий поверхность ларцов, брошей, шкатулок. Мстёрская живопись отличается гармоничным сочетанием изображения реальной природы и сказочных героев в удивительно украшенных костюмах, но, не смотря на это работа не теряет своей декоративности.
Таким образом, лаковая миниатюра Мстёры является удивительным искусством берущим своё начало от иконописи и дошедшее до наших дней, обладающее своими особенными чертами и привлекающее всеобщее внимание.
Библиографическая ссылка
Соловьева Н.П., Ершова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ МСТЁРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13590 (дата обращения: 21.11.2024).