Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСКУССТВО БАТИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Грязнова А.А. 1 Седова И.Г. 1
1 «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
1. Борев Ю.Б. Эстетика М.; Высш.шк., 2002. 511 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.; Просвещение, 1988-479с.
3. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА. 184 с.: ил.

К середине пошлого столетия техника батика уже имела большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он совмещает особенности таких художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик теперь широко используется в дизайне интерьеров, позволяет создавать эксклюзивные ткани и коллекции из них [3].

Но применение росписи ткани перестало иметь только лишь утилитарный характер, ярко выраженная эстетическая функция этого искусства широко используется сейчас в педагогической практике для эстетического воспитания детей.

Эстетика – и прямо, и опосредованно, влияет на творчество, подкрепляя дар знанием [1]. Воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности и есть эстетическое воспитание. Такой подход формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Одновременно с этим эстетическое воспитание развивает у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве [2].

Для детей необходимо всестороннее познание искусства: это обучение основам изобразительной грамоты, формирование умений использовать выразительные средства рисунка, живописи, лепки и декоративно прикладного искусства. Батик же как вид декоративного искусства, является способом формирования эстетических предпочтений, т.е. происходит воспитание умений восхищаться красотой и многообразием природных форм, а также и изображать их, но не на бумаге, а на ткани, натянутой на подрамник.

Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга от новизны происходящего, эксперимента и полученного опыта. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия.

Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются в активных формах деятельности.

Таким образом, педагогу при решении задач эстетического воспитания, которое является одним из факторов всестороннего развития личности, необходимо искать новые пути их решения. Искусство батика является средством решения этих задач, т.к. его использование в образовательном процессе формирует у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты» [2].


Библиографическая ссылка

Грязнова А.А., Седова И.Г. ИСКУССТВО БАТИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13584 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674