Народные художественные промыслы являются частью культуры России. В нашей огромной стране каждый регион славен своими художественными промыслами, имеющими свою специфику, отражающую этнические, природные, культурно-социальные особенности. Так об этом пишет, М.А. Некрасова, отмечая, что «в народных промыслах воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур нашей многонациональной страны» (1;26). Человек, осознающий свою причастность к культуре своего народа, принимает систему ценностей этого народа, формируется как личность, впитывая лучшие традиции, воспринимая духовно-нравственный смысл народного опыта. Хочется привести слова нашего президента В.В. Путина, который подчеркнул, что «в российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю и традиции, объединяли бы время и поколения…». Таким, своего рода, скрепом поколений может выступать народное искусство, традиционные художественные промыслы – это феномен, в котором сконцентрирован мудрый художественно-эстетический и духовно-нравственный опыт. К сожалению, на фоне интереса к народному художественному творчеству, имеет место тенденция угасания и исчезновения некогда известных художественных промыслов. Цель данной статьи – в выявлении особенностей развития одного из угасающих промыслов Ивановской области Савинской (Объедовской) росписи по дереву. Ивановский край является одним из регионов, где продолжают развиваться и бытовать традиционные центры народного мастерства. Среди сложившихся старинных промыслов области на сегодня наиболее известны Палех и Холуй, знаменитые своими лаковыми изделиями, берущими начало в древнерусской живописи и иконописи. Не менее важным культурным явлением в истории края выступает роспись по дереву, не так давно бытовавшая в д. Объедово Савинского района. Бытовая расписная утварь, детские игрушки, до сих пор хранятся и используются не только жителями Ивановского края, но и далеко за ее пределами. По ряду объективных причин промысел здесь пришел в упадок, не успев набрать силу. В ходе проведенного исследования, анализа документов местного архива, экспонатов краеведческого музея и общения с мастерами, найдены интересные сведения о Савинском промысле. Фабрика «Игрушки» в деревне Объедово в середине прошлого столетия была известна на весь мир своими игрушками и сувенирами, украшенными своеобразной росписью (называемой или Объедовской или Савинской), что подтверждается не только воспоминаниями работников фабрики, но и рядом публикаций в СМИ, архивными документами. Так, статья в газете «Знамя», от 1 января 1970г. сообщает: «Объедовская игрушка перешагнула границы Советского Союза и прославляет талант наших мастеров в Италии, Японии, Венгрии, ГДР и др. странах».(3;1). Производство становится еще популярнее в 1973году: «В этом году больше отправим продукции в Венгрию, Швейцарию, Данию. Эти страны – наши давние покупатели. Запросили образцы Норвегия, ГДР, Австрия, Кения». (В.Якушевский)(4;3). Печально, но в ХХI веке эту роспись можно причислить к числу угасающей, о ней уже мало, кто знает, даже жители Ивановского края. Но сказанное однажды слово, навсегда остается в культуре и не может исчезнуть без следа. Еще живы многие мастера фабрики, которые творили славу своего предприятия. В ходе исследования по крупицам были собраны сведения о мастерах росписи Генваревой Е. Е., участнике ВДНХ, авторе многих рисунков, неоднократно награжденной за активное участие в конкурсах по внедрению в производство новых рисунков; Платоновой В.П., Козловой С.Н., которые свободно, сразу кистью на изделиях придумывали свои рисунки, непременно утверждаемые на художественном совете. В процессе проведенной экспедиции летом 2014 года в поселки Савино, Вознесение, и деревню «Объедово» состоялись встречи с некоторыми старейшими работниками фабрики. Так, Королева Лидия Александровна – рисовальщица «Игрушки» в 70-х гг. охотно рассказала, как передавала свой опыт молодым работницам, демонстрировала технологию росписи студентам факультета искусств (ИвГУ). А Козлова Софья Николаевна вспоминала время, когда художники, опираясь на известные образцы, придумали собственную роспись Савинскую, с ее легкими цветочными мотивами, мягким живописным колоритом, виртуозной техникой исполнения. Другие художники, с которыми посчастливилось встретиться – Малинина Лидия Александровна (1937г.р.) разрисовщица с 1960-е г., и Марычева Нина Александровна (1938г.р.) разрисовщица с 1954-1992 гг. рассказали о том, что на фабрику приезжали мастера из Загорска не только для того, чтобы делиться своим опытом, но и самим учиться технологии здешней росписи. Из бесед с мастерами узнаем, что существовала система повышения квалификации художников и савинские мастера, тоже направлялись в разные города для прохождения таких курсов. На самой фабрике проводили творческие дни, своего рода система повышение уровня мастерства – один раз в два месяца, когда художники занимались только созданием новых образцов рисунков. Много интересных фактов обнаружено при изучении архивных документов п. Савино. Например, при рассмотрении дел о заседаниях художественных советов, было видно, где проходили советы, кто являлся в составе комиссии, какие образцы рисунков были приняты, а какие нет. Так же можно увидеть списки имен тех, кто придумывал образцы; для какой цели созданы образцы. Примечательно, что ни в одном документе нет ни рисунков, ни образцов росписей, ни чертежей игрушек, а лишь перечислены их названия. Например, в одном из протоколов художественного совета, в деле 1968г. указано, что из десяти просмотренных образцов, отклонили только один – сувенир (на тему электрофикации). Это говорит о том, что резчики приносили готовые точеные сувениры, а разрисовщицы, действительно, как и говорили, выполняли образцы росписи сразу на готовых изделиях, масляной краской и без эскизов, подтверждая свободное владение своеобразным стилем и техникой исполнения. Встреча и разговор с бывшим директором фабрики (в период 1985-1989гг.) Ворониным В.В., несколько разъяснила техническую сторону развития производства и причины его угасания. Главная причина, которая погубила в свое время не только савинскую роспись, заключалась в непомерно больших планах на выпуск продукции ввиду огромного спроса, который сравнительно малочисленный коллектив не успевал выполнить качественно, не редко стала появляться небрежность, за которой следовала неустойка, что вело с резкому снижению оплаты труда. В производстве лидерство осталось за изготовлением шахмат и лото с рисунком по трафарету (выжигание), что до сих пор производят на той же фабрике. В итоге, расписные Савинские игрушки сегодня исчезли из ассортимента фабрики, а также стирается и память о них даже в Ивановской области. В качестве положительной тенденции можно считать деятельность сотрудников и студентов факультета искусств ШФ «ИвГУ», которые предпринимают попытки возрождения Савинской росписи, пусть пока не в промышленном масштабе, а возрождения памяти о ней. Под руководством преподавателей проводятся исследования документов, проливающих свет на историю развития промысла; осуществляется сбор и анализ сохранившихся образцов изделий, осваивается технология росписи, выявляется ее своеобразие. На факультете реализуются такие мероприятия, как мастер-классы по росписи с учащимися школ, с гостями факультета; в проектах городских праздников представляются расписные изделия, проводятся конкурсы по разработке проектов сувенирной продукции Савинского письма. Таким образом, можно надеяться, что в настоящее время имеются потенциальные возможности для развития угасающего народного промысла и возвращения утраченного статуса искусства Савинской росписи.
Библиографическая ссылка
Ветрова Л.М., Ершова Л.В. САВИНСКАЯ РОСПИСЬ. РАСЦВЕТ, УГАСАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13580 (дата обращения: 21.11.2024).