В современной культуре становится заметным возрастающий интерес к народному искусству, к рукомеслу. Внимание потребителей искусства к такому явлению культуры, как лаковая миниатюра Холуя, обязывают обратиться к изучению искусства данного промысла и прежде всего к определению его стилистического своеобразия и художественной направленности. В ходе проведенного исследования было обнаружено, что в документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские. До Великой октябрьской революции 1917 года в Холуе, как, впрочем, и в Палехе процветала иконопись, но с приходом советской власти, мастерам приходилось заниматься далеко не художественными делами, и только в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Между Холуем и Палехом, двумя известными центрами идет нескончаемый спор и соперничество. Оба расположены в Ивановской области и в общем-то совсем недалеко друг от друга. Но так уж получилось, что Палеху, который стоит на трассе Иваново - Нижний Новгород досталось больше почести, внимания туристов. Холуй же находится в стороне от центральных трасс и сюда меньше заглядывают туристы. Между тем, спор здесь неуместен. Каждый из этих центров интересен по-своему, каждый имеет свое творческое лицо. В скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции. В чем же особенность холуйской миниатюры? Обычно ее тоже рассматривают в сравнении с соседним Палехом. Специалисты считают, что рисунок мастеров Холуя более прост, не так детально проработан, более реалистичен, композиции лаконичны и ясны. Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная "картинность", а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета. В качестве тем для миниатюр художники используют народные сказки, литературные сюжеты, эпизоды исторических событий, российские пейзажи. Художники Холуя пишут темперными красками. Их готовят старинным способом: минеральный порошок растирают с яичным желтком, водой и уксусом. Современные мастера Холуя также занимаются иконописью и выпускают нестандартные изделия.
Библиографическая ссылка
Абаимова Н.В., Ершова Л.В. СВОЕОБРАЗИЕ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ ХОЛУЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13578 (дата обращения: 21.11.2024).