Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ ФОЛЬКЛОРУ В РАМКАХ ДЕТСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Белкина В.В. 1
1 Белгородский государственный институт искусств и культуры
1. Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Реализация технологии проектного обучения в этнокультурном образовании студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений // Научный журнал «Alma mater» вестник высшей школы № 5, 2013, с. 34-38
2. Костяшова Л.В. Предмет «Русское народное музыкальное творчество» в ДМШ, ДШИ./ Л.В.Костяшова, З.К.Яковлева. М.,1998, с.11.
3. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сборник текстов русского детского народного творчества и метод. рекоменд. / М.Ю. Новицкая. М., 1999, с. 35
4. Польская В.А. Программа «фольклорный ансамбль» для фольклорных отделений ДМШ с пятилетним сроком обучения. / В.А. Польская. Белгород, 2004, с. 10.

Привить любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным корням – не только эстетическая, а к тому же, идейно-нравственная задача, которую необходимо учитывать при работе с фольклорным коллективом. Важная роль отводится состоянию национального самосознания и менталитета общества, формирующего культурную среду для воспитания будущей личности.

Издавна такая культурная среда формировалась в рамках семьи, где культурные основы традиционной жизни выступали в качестве стержневой основы воспитания. Ядром данного процесса являлась система передачи опыта подрастающему поколению по принципу преемственности [1].

Сегодня такие процессы, зачастую, в бытовой жизни общества утрачены. Восстановление преемственности может возникнуть лишь при освоении культурных традиций с раннего возраста в рамках образовательных программ как в общеобразовательных школах, так и в системе детского дополнительного предпрофессионального образования в области музыкального искусства (музыкальный фольклор). Этому способствует введение в систему учебных дисциплин курса «Народоведения» как самостоятельного предмета, вмещающего в себя различные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое и т.д.) как органических частей единого целого – фольклора [2: 11].

Будучи явлением синкретичным, фольклор может преподаваться в школах искусств в рамках различных учебных дисциплин, таких, как «Фольклорный ансамбль», «Народно-бытовая хореография», «Постановка голоса», «Народное творчество», «Фольклорные инструменты». При этом, совокупность дисциплин, объединяемых мировоззренческими проблемами, должна способствовать целостному восприятию культуры как выработанного веками способа миропонимания, что помогает формировать внутренний мир личности, крепко стоящей на земле и ощущающей свою ответственность перед жизнью на ней.

Учебные планы основной массы фольклорных отделений в детских музыкальных школах и школах искусств построены на основе составленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями, утвержденными Министерством культуры РФ в марте 2012 года. Они включают в себя целый комплекс специальных дисциплин, реализуемых на фольклорных отделениях в детских музыкальных школах и школах искусств, призванных дать ребёнку наиболее полное представление о традиционной народной культуре района, края, России.

Структурные звенья получаемых навыков на фольклорном отделении в условиях детского дополнительного музыкального образования предполагают обучение: музыкальному фольклору, который отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка (слушание – восприятие, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).

Учебный план фольклорного отделения включает такие дисциплины специального цикла: «Фольклорный ансамбль», «Народное творчество», «Постановка голоса», «Народно-бытовая хореография», «Фольклорные инструменты».

Основной дисциплиной, призванной объединить все полученные детьми в процессе обучения навыки, является «Фольклорный ансамбль». Здесь ребёнок имеет возможность проявить себя как исполнитель вокальных хореографических и инструментальных жанров, продемонстрировать свои знания этнографической стороны традиции.

Таким образом, фольклорный ансамбль – один из основных предметов на фольклорном отделении, т.к. именно участие детей в фольклорном коллективе является основным критерием их творческого роста как для местного сообщества, так и для самих участников ансамбля – учащихся школы искусств. [3: 35].

Целью занятий в фольклорном ансамбле является глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического и хореографического фольклора.

Основные задачи, решающиеся в фольклорном ансамбле: а) воспитать уважительное и бережное отношение к музыкальному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы; б) сформировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки; в) формировать и развить певческие навыки, включающие в себя певческую позицию, певческое дыхание, дикцию, музыкальную интонацию, чувство ансамбля; г) развивать музыкальные данные детей; д) развить исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение; е) сформировать детский коллектив, поющий в традиционной манере своего народа, своей местности; готовить одарённых и увлеченных детей к дальнейшему профессиональному обучению в СУЗах и ВУЗах.

При осуществлении учебного процесса в рамках дисциплины «Фольклорный ансамбль» особое внимание уделяется совместному пению, т.к. фольклорный ансамбль, как исполнительский жанр, включает в себя и пение, и хореографию, и игру на фольклорных инструментах, и элементы театрализации. Этот вид коллективного творчества существенно отличается от общеизвестного жанра русского народного хора. Напомним, что разница здесь заключается в том, что фольклорные ансамбли в своей творческой деятельности опираются не на авторские песни и обработки в «русском стиле», а на подлинное самобытное творчество, желательно собственного региона, а его сценическое отображение максимально приближенно к особенностям традиционного искусства [4: 10].

В структуре фольклорного ансамбля нет четкого разделения на хоровую, танцевальную, хореографическую группы. Каждый участник должен в большей или меньшей степени обладать навыками во все формах. В результате, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, при исполнении традиционных песен дети чувствуют себя свободно, раскованно, органично сочетая и пение, и хореографические элементы, и инструментальную музыку.

Отбор фольклорно-этнографических образцов для изучения дисциплины лучше осуществлять на местном фольклорном материале, собранном в фольклорных экспедициях.

За время работы с традиционным фольклором перед ребенком открывается не только творческая сторона народной культуры, но и система миропонимания, выработанная предками по основным параметрам жизни, которые хозяйственно-практически, нравственно и эстетически, являются стержневой основой формирования менталитета личности будущего гражданина России.

Воспитанию навыков владения хореографической платикой способствует изучение традиционной народно-бытовой хореографии. Эти навыки могут быть получены участниками коллектива как во время занятий фольклорным ансамблем (в самодеятельности), так и в рамках отдельной учебной дисциплины в образовательных учреждениях детского дополнительного и профессионального музыкального образования.

Так, в учебных планах фольклорных отделений детких музыкальных школ и школ искусств одним из основных предметов специального цикла для фольклорного отделения является «Народно-бытовая хореография», призванная формировать у детей навыки фольклорной традиционной пластики. Основная форма проведения занятий – групповая.

Цель дисциплины: а) привить детям любовь к традиционному музыкальному фольклору и народной хореографии; научить детей пластике народной хореографии; б) развить их танцевальные способности и эмоциональную ритмическую отзывчивость на музыку; в) формировать национальное самосознание учащихся.

Качество изучения предмета зависит от использования наглядности в изучении темы. Поэтому желательно на уроках использовать видеоматериалы тех региональных зон, которые проходят учащиеся в данный момент.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, чему способствует изучение предмета «Постановка голоса», являющегося одним из профилирующих дисциплин фольклорных отделений. Основной задачей дисциплины является развитие основных певческих навыков: правильного естественного дыхания; протяжного гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой и выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Занятия по постановке голоса ведутся индивидуально, что даёт возможность выстроить учебный процесс с учётом личностных качеств и стартовых возможностей ребёнка, что позволяет наиболее эффективно решать педагогические задачи.

Говоря о вопросе освоения традиционной культуры, нельзя не упомянуть инструментальную традиционную музыку. Традиционные инструменты сопровождают человека уже в течение многих столетий, о чём свидетельствуют многочисленные исторические материалы, памятники художественной и письменной культуры. Традиционно приобщение к тайнам мастерства, исполнительства прививалось с детства, поэтому в рамках детского дополнительного музыкального образования предусмотрено освоение традиционного фольклорного инструментария в дисциплине «Фольклорные инструменты».

Цель дисциплины: а) сформировать устойчивый интерес учащихся к народным инструментальным традициям области посредством изучения русских фольклорных инструментов; б) привить навыки игры на русских фольклорных инструментах; в) расширить возможности использования фольклорного инструментария в различных фольклорных коллективах.

Учащийся, прошедший полный курс обучения по предмету «Фольклорные инструменты», должен знать о происхождении, распространении фольклорных инструментов, приемы игры на них, уметь исполнять произведения на изученных инструментах, иметь представление о роли и значении фольклорного инструментария в песенно-фольклорных и инструментальных ансамблях, иметь навыки настройки инструментов, подбора мелодий и аккомпанемента по слуху, чтения нот с листа, начальные навыки импровизации.

Сочетание в учебном плане разных предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность), неразрывно связывает музыку, слово и движение, позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства.

Педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью - фольклорной импровизацией, включающей танцевальные движения и игру на доступных детям народных инструментах. При этом, познание народной культуры не сводится к сумме изученных произведений, а предполагает организацию такой жизненной атмосферы, в которой эти произведения могут звучать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание и привычки человека, становится частью его жизни.


Библиографическая ссылка

Белкина В.В. ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ ФОЛЬКЛОРУ В РАМКАХ ДЕТСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13576 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674