Основными условиями успешного социально-экономического развития всех государств мира является устойчивость и стабильность экономической системы.
На современном этапе развитие национальной и региональных экономик в значительной степени определяется закономерностями общемировых, глобализационных процессов, которые, с одной стороны, способствуют увеличению темпов экономического роста, а с другой – влекут за собой усиление негативного воздействия на социально-экономическую сферу и окружающую среду. Возникающие возмущения носят непрогнозируемый характер и являются дестабилизирующим фактором [1]. Эти обстоятельства требуют поиска путей комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем, и ставят задачи перехода страны на модель устойчивого социально-экономического развития в разряд наиболее актуальных.
До сих пор в России фактически отсутствует согласованная стратегия развития страны на долгосрочную перспективу, концепция перевода национальной экономики на модель устойчивого развития, которая заключается в том, что рост экономики на страновом и глобальном уровнях должен быть обусловлен воспроизводственным потенциалом (ресурсными и экологическими возможностями) территории и обеспечить экономическое равновесие системы.
Обострение глобальных опасностей, возрастание негативных проявлений экономических, социально-политических, экологических проблем, усилившиеся в последние годы кризисные явления и конфликтные «узлы» в мировой системе, которые можно квалифицировать как угрозы устойчивому развитию России, привели к поиску как выхода из многочисленных вызовов и угроз, так и путей устойчивого развития - ставят задачи перехода страны на модель устойчивого социально-экономического развития в разряд наиболее актуальных.
В этой ситуации становится все более осознанной необходимость выявления взаимосвязи и взаимозависимости безопасности и устойчивого развития [2].
Согласно принятой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, имеющей важное значение как для консолидации усилий общества и государства в области обеспечения национальной безопасности, так и социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, представляется новое видение проблем устойчивого развития сквозь призму проблем безопасности национальной и глобальной.
В связи с этим актуализируется проблема видения путей устойчивого развития как фактора национальной безопасности, что предполагает системное видение проблемы, когда в одно целое с обеспечением безопасности соединяются экономические, экологические, политические, социальные и прочие аспекты и направления развития.
Анализ существующих показателей и методик оценки устойчивого развития социально-экономических, экологических систем, идентификация доминантных с позиции глобализации и регионализации проблем и индикаторов устойчивого развития территорий как фактора национальной безопасности выявил необходимость конструирования на основе синтеза методологий системного анализа, прогнозирования будущего, имитационного моделирования методологии проектирования стратегий устойчивого развития территории на основе расширения возможностей имитационного моделирования, путем композиции разработанных моделей и методов когнитивного моделирования, системной динамики и методов интеллектуального анализа данных.
В связи с этим проектирование и разработка концепции стратегии устойчивого инновационного развития как фактора национальной безопасности такого геостратегически важного макрорегиона, как Южный федеральный округ (ЮФО), является необходимой с целью реализации национальных интересов и повышения конкурентоспособности регионов ЮФО.
Библиографическая ссылка
Валынкин Р.А, Жертовская Е.В., Якименко М.В. СИНТЕЗ МЕТОДОЛОГИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ИМИТАЦИОННОГО КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13450 (дата обращения: 21.11.2024).