Учебная деятельность в вузе отличается от обучения в школе. Вчерашние школьники, поступив в вуз, сталкиваются с определенными трудностями в обучении.
Современные образовательные программы опираются на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. При изучении стандартов можно выяснить, что «Конкурентоспособный специалист – это: работник, который способен предложить себя как товар на рынке труда, вступить в определённые отношения (экономические, правовые и др.) с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя; человек, удовлетворяющий потребностям рынка рабочей (в широком смысле) силы по своим профессиональным, психологическим, нравственным и другим качествам, обладающий адаптивностью и мобильностью, способностью быстро перестраиваться в изменяющихся условиях, принимать обоснованные решения и нести за них ответственность; личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряжённой борьбы со своими конкурентами» [5, С.4].
Современные ФГОСы построены на компетентностном подходе. Требования к современному специалисту представлены ФГОС ВПО в виде общекультурных и профессиональных компетенций. При изучении общекультурных компетенций ФГОС ВПО направлений различной подготовки было выявлено, что «успешности выполнения профессиональной деятельности будет способствовать осознанная саморегуляция поведения человека» [4, С.49].
Крутых Е.В. в своей работе «Особенности формирования умений саморегуляции в процессе обучения» предположила, что «недостаточная сформированность умений саморегуляции может быть одной из трудностей как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности студентов» [2, С.47]. Проведенное исследование показало, что большинство умений у студентов формируются стихийно. Так, у некоторых первокурсников к началу обучения в вузе сформированы структурно-компонентные и функциональные умения. А к пятому курсу увеличивается количество студентов со сформированными функциональными умениями [2]. В то же время было выявлено, что студенты и на первом и на пятом курсах считают, что большинство умений саморегуляции у них сформированы. Наблюдается неадекватность самооценки возможности применения умений саморегуляции. «Расхождение показателей сформированности осознанной саморегуляции, мотивации их применения, частоты использования регуляторных умений указывает на наличие неиспользуемых и не реализуемых возможностей развития регуляторных основ субъектности у студентов на разных этапах обучения» [3, С.38]. И, как отмечает Е.А. Агафонова, для побуждения студентов к получению знаний, требуется внешний фактор. Поэтому перед преподавателями стоит задача: научить студентов учиться, создавая условия для развития личности каждого студента [1].
Библиографическая ссылка
Головко Е.В. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13315 (дата обращения: 03.12.2024).