Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Концова О.Ю. 1 Бабунова Е.С. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Общетеоретические основы межнациональных отношений изложены в трудах Р.Г. Абдулатинова, Э.Н. Аллахвердянц, Э.А. Баграмова, Н.И. Белова, О.А. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.Н. Некрасовой, Р.А. Саликова, Э.А. Тадевосяна, Е.А. Троицкого, Н.И. Хмары и др. Психологические аспекты развития межнационального восприятия Л.И. Алексеевой, Л.А. Альшевской, А.П. Оконешниковой, В.Ю. Хотинец.

Дошкольное образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком. Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте. Ребенок может постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые поликультурные сообщества.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до шести лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в четыре года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. В этом возрасте ребенка еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главных задач воспитателей является сформированность у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов

Целью констатирующего этапа эксперимента нашего исследования явилось изучение специфики межнациональной этики у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Определить уровни развития межнациональной этики у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя этики межнационального общения: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира и определение уровня воспитанности межнационального общения.

Дать количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: МДОУ «ЦРР Д/с № 127» г. Магнитогорска Челябинской области. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в период в феврале – марте 2012 года.

В ходе исследования было установлено, что национальный состав детей в старшей группе детского сада разнообразен. Помимо русской, в группе насчитывается 6 национальностей – это азербайджанцы, казахи, татары, узбеки, украинцы, башкиры.

Для выявления уровня воспитанности межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели, сформулированные Э.Сусловой:

1. Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях.

2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности.

3. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни воспитанности межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию не проявляется.

Диагностические параметры в нашем варианте представляли собой вышеназванные критерии, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3): 1 балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен; 2 балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен; 3 балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.

С целью выявления уровня межнационального общения мы использовали следующие диагностические методики: «Сестренки», «Угости конфетой» разработанные Э. Сусловой, определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «межнациональное общение» было проведено в виде контрольного опроса.

1. Методика «Угости конфетой» (автор Суслова Э.К.).

Методика рассчитана на индивидуальную работу с каждым ребенком. Предполагает наличие 6-8 картинок с изображением мальчиков и девочек 3-4 национальностей. Детей заранее знакомят с ними, называя при этом имена и национальность сверстников. К примеру: «Вот украинские ребята Галина и Грицко, вот азербайджанские – Гюнай и Яшар, здесь русские – Танечка и Николаша, а это татары – Вадим и Венера. Видишь, какие разные у них костюмы?» После небольшой паузы обращается к одному ребенку: «Посмотри, Андрюша, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфеты кладут по количеству картинок и одну для ребенка). Только вот сладости любят все ребята. И те, с которыми ты познакомился сегодня, – тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их всех)?»

Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» для удобства и точности могут фиксироваться на карточках, где отражается характер действий ребенка (угощает, оставляет себе, угощает одной конфетой, остальные оставляет себе и так далее).

В графу «угощает» вписывается национальность или имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Выбор помечается плюсом.

В выводах следует отметить: эгоистичны дети или отличаются добротой, оказывают ли они кому-нибудь предпочтения или одинаково доброжелательны ко всем, какова мотивировка их выбора.

На основе выделенных критериев и показателей можно отметить, что высокий уровень отсутствует, т.к. каждый ребёнок старался в основном угостить детей своих национальностей. 30 % детей имеют средний уровень, т.к. девочки из 8 карточек выбрали 5, при этом было отмечено, что им всё равно кого угощать, они выбирали по понравившейся картинке; 70 % детей показали низкий уровень, т.к. они угощали только 3 – 4 детей.

2. Методика «Сестренки» (автор Суслова Э.К.).

Цель исследования – определить уровень развития эмоционального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группы было предложено такое начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя смуглыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-татарски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Зуля и Ася. Недавно они приехали из Татарстана, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Так что же произошло потом?» Дети, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении детей старшего дошкольного возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности межнационального общения у детей нашей группы.

На основе проведённого исследования можно отметить, что 30 % детей имеют доброжелательное отношение к детям других национальностей, 40 % детей индифферентное (безразличное), данные дети не обращают внимания на национальную принадлежность других детей; 20 % детей просо не смогли продолжить рассказ и 10 % детей (Женя С.) отрицательно относится к другим национальностям.

3. Беседа.

Цель беседы – определить уровень знаний о других нациях и народностях.

Этот метод, который нами был использован, представлял собой индивидуальные беседы с детьми экспериментальной группы.

Беседа проводилась по следующим вопросам:

1. Это красивая кукла – русская, а этот нарядно одетый мальчик – татарин. А ты кто?

2. На каком языке мы с тобой разговариваем?

3. Какие народы и национальности живут в нашей стране?

4. Как ты думаешь, чем они отличаются?

5. А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

6. Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…? Почему ты так думаешь?

На основе беседы можно сделать следующие выводы:

У детей экспериментальной группы не вызвали затруднений такие вопросы как: «На каком языке мы с тобой разговариваем?». Так же без затруднения дети ответили на вопрос: «Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, …?» Однако мотивировать свой ответ они не смогли.

Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: «Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?».

В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30 % детей, о том, насколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности национальности ты знаешь?». Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием. При анализе результатов опроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита.

Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.


Библиографическая ссылка

Концова О.Ю., Бабунова Е.С. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13302 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674